Чтобы лучше что-то понять, надо это проанализировать. Ниже изложено несколько наблюдений, которые помогут вам понять, как будет развиваться музыка незнакомой песни. А предугадать музыку – это шанс станцевать более музыкально.
Небольшое вступление
О музыкантах. Сами музыканты, когда пишут песни, менее всего задумываются о структуре. В самом деле, сложно представить Пушкина, размышляющего: «А напишу-ка я роман четырёхстопным ямбом, онегинской строфой». Он просто сел и написал, вмещая слова в ритм, который слышал. А понятие «онегинская строфа» много лет спустя изобрели литературоведы.
Поэтому небольшие «расхождения со схемой» в разных песнях – возможны.
О музыковедах. Составление любой схемы – не самоцель, а попытка усистемить окружающее многообразие и сделать его чуть более лёгким для восприятия. Поэтому в схемах тоже иногда встречаются разночтения. Тем более, как понимаете, кубинцы – те ещё музыкальные теоретики.
Структура сальса-песни
В целом, выглядит следующим образом:
- Introduction
- Cuerpo (Theme, реже Verse)
- Montuno, внутри которого может быть несколько разных частей
- Coro,
- Coro-Pregon,
- Descarga,
- Mambo
- Moña
- Final (он же Coda или Gears).
Правило восьмёрок
Это знают все, кто хоть раз посещал семинары по музыкальности, но, всё же, повторим. Большинство «запчастей» в песне сальсы укладываются либо в четыре, либо в восемь «восьмёрок», то есть, в восемь, либо шестнадцать тактов. («Восьмёркой» называют восемь счётов музыки, в которые укладывается полный паттерн клаве, или два такта. Причём танцоры, которым важно начало музыкальной фразы, и у которых полный базовый шаг укладывается именно в восемь счётов, чаще считают «восьмёрками», а белые музыканты – тактами, то есть «четвёрками»; для них сальса – это 4/4).
Исключение из правила восьмёрок составляют некоторые кубинские песни со вставками из афрокубинской музыки – румбы-колумбия или песнопений йоруба. Как и в большинстве африканской музыки, размер в таких вставках может быть не 4/4, а 6/8. То есть, обычными «восьмёрками» вы такие вставки просто не просчитаете.
Ну, а теперь – кратко пробежимся по структуре.
Вступление (Introduction)
Может быть длинным или очень коротким. Задача вступления – «ввести» слушателя в атмосферу песни. Немного вокала, какая-нибудь загогулина на перкуссии, которая потом будет повторяться в основной части, короткий брейк на перкуссии же. Всё, едем дальше.
Cuerpo (Theme, Verse)
В этой части больше всего текста. Солист начинает повествование на тему песни. В стихах виден стихотворный размер (дальше будут большей частью повторы отдельных строк), иногда певца поддерживает хор, но с ним не спорит.
Большинство инструментов играет свои основные ритмы, за исключением фортепиано, которое может исполнять мелодию.
Конгеро играет один паттерн тумбао, бас исполняет простой неосложнённый паттерн монтуно. Иногда играет клаве. Ритмическую основу составляют именно эти три инструмента – конга, бас и клаве. Никаких колокольчиков, отдельные духовые могут поддерживать оркестр. В общем, всё чётко и ясно, дальше начнутся сложности.
“Bridge” (Puente)
Очень коротенький раздел на 4,8 или 16 тактов, иногда его может вообще не быть. Здесь можно услышать повторение одной из тем Cuerpo, однако все инструменты начинают усложнять ритмы, и музыканты, и вокалисты, и даже фортепиано могут начать импровизировать, но продлиться это недолго.
Montuno
По-видимому, иногда в испанском языке мучительно не хватает слов. Ещё раз: мы сейчас не о том монтуно, который партия баса. Мы – о том монтуно, который часть песни, в тимбе это – основная часть, в которой происходит всё самое интересное.
Во-первых, основу ритмической структуры начинает поддерживать кампана, и при этом выбивает самые сложные и синкопированные свои ритмы. Звучит каскара – сложный ритм, выбиваемый по корпусу тимбаля, ритмы инструментов становятся всё более сложными, а музыка – более насыщенной.
В вокальной партии солист уступает место бэк-вокалу, который в кубинской музыке никакой не бэк, а полноправный участник композиции – хор. Это Coro.
Потом начинается перекличка, о которой мы как-то рассказывали отдельно – Coro—Pregon.
Отдельные инструменты начинают исполнять сольные куски. Такая череда импровизирующих соло-инструменталистов называется Descarga. Между инструментами может завязаться дополнительная перекличка.
В тимбе сложностей может быть ещё больше. Может измениться партия хора в coro-pregon, там появятся новые слова и, соответственно, какая-нибудь новая вокальная фраза. Импровизационные куски соло в descarga могут стать развёрнутыми и сложными. И, наконец, может начаться Mambo .
Ещё раз. Слов в испанском языке по-прежнему остро не хватает. Мы сейчас не о том, мамбо, который музыкальный стиль 1950-х и предшественник сальсы, и даже не о шаге мамбо. Мы о том мамбо, которое структурная часть песни, та, где много духовых.
В этой части совместно импровизировать начинает вся духовая секция – и трубы, и тромбоны, и саксофоны. Перед началом этого безумства солист обычно громко кричит: «Mambo!» Как правило, во время мамбо вокал молчит, хотя бывают исключения. Обязательное условие mambo — духовые должны повторить свой материал хотя бы дважды.
Финальная часть mambo — moña. Монья — это самый активный момент звучания композиции. Играют все и всё, звучание становится громким и ритмически насыщенным — настоящий музыкальный беспредел!.
После окончания монья музыка может либо вновь вернуться к монтуно (которое часть песни), либо начнётся новый «bridge» и переход к финалу.
Final
В целом, похож на вступление. Интенсивность музыки резко падает, инструменты возвращаются к своим основным ритмам, а мелодия – к главной партии. Вокала – минимум. Сам раздел – довольно короткий – 4, 8, либо 16 тактов. В некоторых композициях завершающий раздел вообще может отсутствовать.
— Нам бы примеров бы!
Примеры будут. Отдельно.