palabras

Коро-прегон (coro-pregon)

Иногда те, кто уже долго занимается и интересуется кубинской музыкой, говорят всякие непонятности. Попробуем разобраться.

 В кубинской музыке и латиноамериканской музыке, имеющей кубинские корни (в основном, это касается музыки из США и Пуэрто-Рико, ярче всего – в сальсе, но также в некоторых некубинских жанрах – например, в меренге) – перекличка (чередование реплик) между солистом и хором.

Такое построение композиции характерно для сона, сона-монтуно, румбы, ча-ча-ча, тимбы и других жанров.

Coro-pregon как часть композиции, появляется на 2:50.

 

Происхождение

По-видимому, форма коро-прегон происходит из африканской традиционной музыки и попала на Кубу вместе с африканскими рабами.

Такую форму исполнения можно найти в древнейших образцах кубинской религиозной музыки (песнопения сантерии). Известны также канты рыночных торговцев, имеющие название «pregon».

Pregon, он же guía, он же партия солиста

Как правило, партия солиста представляет собой импровизацию как в музыкальной партии, так и в тексте (впрочем, у некоторых исполнителей есть заготовки, которые они охотно используют).

Основной текст подобных партий – испанский, хотя встречаются и отдельные варианты на банту, дагомейском, лукуми, конголезских языках, а также смеси всего вышеперечисленного с испанским.

В тимбе «для колорита» может использоваться «спэнглиш» — смесь английского и испанского. Некоторые исполнители в качестве «фирменного знака» вставляют в pregon особые возгласы.

Несколько частей. Coro чуть меняется, а в сольных кусках – прислушайтесь — чего только нет.

В современных тимба-композициях вместо pregon может появиться речитатив в стиле рэп.

Coro, он же «припев» или «хор»

Мелодия и слова coro – фиксированные. То есть, изначально припев может появиться в результате импровизации, но потом остаётся неизменным на протяжении всей секции.

Большинство припевов исполняются в один голос, чаще всего бэк-вокалисты поют одну мелодию в унисон или интервал; реже встречаются сложные варианты на несколько самостоятельных партий  с разными ритмическими рисунками.

Большинство coros имеют две или три части, основанные на параллельных партиях. В румбе coro пространные, сложные, со сдвоенными частями, там, где это возможно. В сальсе dura, — наоборот, предельно краткие, в унисон. 

Две части, два разных coro

В тексте coro, как правило, развивается основная тема песни или даётся новый поворот сюжету.

Небольшая подсказка

Если на живом концерте знакомая вам композиция неожиданно растянулась минут на двадцать пять.

Причём вы слышите, что солист, помимо привычного текста, небольшими порциями распевает что-то вроде: «Спасибо организаторам фестиваля, Господу Богу и визовому центру, что мы сюда доехали. Погода у вас, конечно, так себе, но тепло Ваших сердец и любовь к кубинской культуре согревает нас. Это – очень классный фестиваль, мы так рады вас видеть. А ещё – с днём рождения вот того классного парня в гавайской рубашке!»

А бэк-вокал в ответ на это вообще бровью не ведёт и только время от времени повторяет одну и ту же фразу, ожидая, пока их коллега вернётся из дебрей словесной импровизации, —

— с большой долей вероятности, это ОНО.

Версия для печати Версия для печати