Простейший ударный музыкальный инструмент (идиофон). Состоит из двух коротких (около двадцати-тридцати сантиметров) толстых деревянных палочек.
Сейчас клаве делают из черного или палисандрового дерева, слоновой кости, а также пластика. Исторически же палочки Клаве – это деревянные колодки, которые использовались для ремонта обшивки кораблей.
Ритм клаве – ритмическая фигура, повторяющаяся на протяжении всей пьесы, по сути, составляя её костяк.
Дело в том, что, в отличие от европейской музыки, состоящей из мелодии и аккомпанемента, кубинская представляет собой полиритм – наложение ритмов, исполняемых различными – ударными, клавишными, струнными, духовыми — инструментами. Для того, чтобы не сбиться в этой многоголосной конструкции, музыканты ориентировались на ритм клаве.
Ориентация на ритм клаве внутри кубинского оркестра происходит всегда, даже если сам этот ритм не слышен стороннему слушателю.
Ритм клаве – это пять ударов, которые неравномерно распределяются внутри фразы из восьми музыкальных долей (два такта по четыре четверти). Есть два вида ритма клаве: клаве 2-3 и клаве 3-2.
Ритм клаве присутствует в нескольких музыкальных жанрах. Из наиболее популярных – в кубинском соне, в кубинской румбе и в сальсе (тимбе). Ритма клаве нет в ча-ча-ча.
Существует несколько разновидностей ритма клаве:
Сон-клаве 3-2 – удары клаве приходятся на первую, вторую с половиной, четвёртую, шестую и седьмую долю. Такая ритмическая схема характерна для сона.
Сон-клаве в варианте 3-2, либо в варианте 2-3 (удары на вторую, третью, пятую, шестую с половиной и восьмую долю) чаще всего используется и в сальсе.
Румба-клаве (или клаве-негра) отличается смещением нескольких ударов на полдоли.
Румба-клаве 2-3: удары 2,3,5, 6и, 8и (вместо восьми).
Румба-клаве 3-2: удары на 1, 2и, 4и (вместо четырёх), 6,7. Такая ритмическая схема характерна для румбы-гуагуанко. А вот в румбе-ямбу исторически использовался ритм сон-клаве.