Обозрев все необычные стучалки в сальсе, мы, наконец, добрались до «нормальных» инструментов. И поняли: надо выходить на новый уровень.
Ура, в сальсе есть фортепиано! Ну, точнее, рояль или синтезатор, чего там было у музыкантов под рукой. Наконец-то сейчас начнётся нормальная знакомая музыка, пианино-то все видели. Ага, не радуйтесь, не начнётся.
Конечно, звук родного «фоно» в музыкальном потоке мамбо или тимбы европейскому человеку распознать проще. Но у него тут же возникает другой вопрос: «А где у них мелодия?» То есть, мы-то, наивные, привыкли, что всякие стучалки – это ритм-секция, но вот сейчас поверх вот этого «бум-бум» начнётся «ля-ля-ля» — и мы хоть мотив запомним. Щазз, товарищи! Привычного европейского разделения на ритм и мелодию в сальса-музыке нет! Зато есть несколько ритмов.
Фортепиано там играет свой ритмический рисунок. То есть, всю композицию клавишник может играть, например, вот это:
Ну, или что-нибудь сложнее, но такое же повторяющееся.
Называется такая штука «ритм монтуно» или «гуахео». Иногда тот же повторяющийся паттерн в клавишных могут назвать «тумбао», хотя в этом случае – следите, что имеется в виду.
Плохая новость номер два. Вообще монтуно появился ещё в соне. А сон появился давно. А теперь прикиньте, сколько кубинцев к тому времени имели дома рояль. Ага, в нём и спали. 😉
Выход? Правильно: они играли монтуно на других инструментах. Традиционно – на тресе, который мы до сих пор опознавали только по звучанию. Но, в принципе, монтуно можно сыграть хоть на бас-гитаре.
Хорошая новость. Монтуно, иногда с небольшими вариациями повторяется каждые восемь счётов. То есть, это – такой мелодический цветочек на обоях, который может помочь мелодически ориентированному уху европейцев вычленить эти самые восьмёрки в едином потоке сальса-музыки. И благодаря этому услышать, наконец, базовый ритм.