Новости партнеров

Бомба (танец, музыкальный стиль и элемент структуры тимбы)

Танец и музыкальный стиль Пуэрто-Рико, получивший свое название от барабанов из ромовых бочек. И ещё — элемент структуры тимбы.

Бомба — танец Пуэрто-Рико

Во-первых, бомба – один из традиционных музыкальных стилей Пуэрто-Рико, возникший на пересечении африканской, испанской культур и культуры индейцев таино. (Вы помните, племя, которое на Кубе просто выбили).

Базовый ритм бомбы исполняется на двух и более барабанах. Смысл бомбы схож со смыслом кубинской румбы – это соревнование между певцом, танцором и перкуссионистом. Бомба до сих пор чрезвычайно популярна в Пуэрто-Рико и Нью-Йорке.

bomba

Много знакомого, но есть отличия

Особенность бомбы – в ней музыканты следуют за танцором (а не наоборот). Вокальная часть состоит из перекличек солиста и хора (не менее трёх голосов). При этом солист будет импровизировать стихи, а хор ему отвечать (знакомый нам coro-pregon).

Тематика большинства текстов – бытовая. Например, в песне «Palo e Bandera» певица рассказывает о своём неверном муже-игроке, который обманывает её с танцовщицей.

История

Бомба возникла в Пуэрто-Рико, где привезённые из Африки рабы работали на сахарных плантациях. Поскольку их везли из разных частей Африки, они не могли найти друг с другом общего языка, но общались посредством музыки.

В отличие от блюза, бомба не была способом рассказать о своих проблемах, с помощью неё пытались о проблемах забыть.

По мере того, как рабов перевозили в разные части острова, распространялась и бомба, вскоре она стала известна в Пуэрто-Рико повсеместно. Постепенно возникли местные особенности её исполнения. Например в Понсе исполнители использовали более крупные барабаны, чем были в местностях, где барабаны держали горизонтально.

Rafael Cortijo был первым, кто вывел бомбу в концертные залы.

Фрагмент шоу 1981 года.

Инструменты

Основа бомбы – два барабана, называемые barriles или bombas, один из которых primo или subidor, а второй – buleador или segundo. Исторически барабаны для бомбы делались из бочек из-под рома. Партия subidor дублирует каждый шаг танцора – это называется «репекия».

Не менее важны деревянные палочки cuás, которыми бьют по деревянной колоде. И мараки, которые держат ритм.

Ритм

Существует множество ритмических паттернов бомбы, они меняются в разных местностях Пуэрто-Рико.

Считается, что двудольные sicá и holandé и трёхдольный yubá – основные. А остальное – производные вариации от них.

Несколько живых примеров

Просто картинка с улицы в Пуэрто-Рико. Хорошо видны все инструменты.


Семейство Cepeda специализируется на представлениях на тему фольклорной бомбы уже несколько поколений. Заодно послушайте, как слышно структуру – барабаны и coro-pregon.

Бомба от другого известного семейства хранителей – Ayala. Ритм всего происходящего задаёт солирующая центральная пара. Здесь солист сам танцует, поэтому временами не так «жарко», но посмотрите, как заводит музыкантов его партнёрша.

Добавляем к традиционным барабанам духовую секцию и синтезатор – получаем хит 1980-х. Roberto Angleró «Si Dios fuera negro» «Если бы Бог был чёрным». 

Песня имела огромный успех в Пуэрто-Рико, Перу и Колумбии, а во французском переводе – на Мартинике. У Ruben Blades есть сальса-кавер.

А теперь самое сложное

Как это влияет на сальсу?

«El Gran Varon»  Willie Colon 

Это, несомненно, сальса. Но время от времени (например, в самом конце), прорываются куски, когда вся перкуссия исчезает, и слышен только металлический звук тимбалес. Это – бомба.

Бомба как элемент структуры тимбы

А вот здесь мы опять сталкиваемся с кубинской привычкой называть одним словом несколько разных вещей. У термина  «бомба» есть второе значение. И здесь важно не перепутать с названием жанра элемент структуры современной тимбы .

В структуре современной тимбы есть особая часть, называемая «bomba» или “masacote”. Это — момент наиболее динамичного звучания, когда на первый план композиции выходят барабаны.
Динамика музыки в этот момент не позволяет продолжать мирно вязать узлы в паре, но требует despelote и резких амплитудных движений.

Интересно, например, послушать композицию ниже. Моментов смены звучания здесь несколько (например, монологи на 1.12 и 1.49 и подъём интенсивности после 2.18).  Но после 3.26 наступает апофеоз, в который так и хочется вставить что-нибудь этакое . Но здесь — и по музыке, и по содержанию песни органичнее будут смотреться совсем не бомба, а румба или афро.

Автор: Daria

Авторское право © 2024 Salsa Union - Сальса Юнион | Дизайн ThemesDNA.com
top Яндекс.Метрика