Новости партнеров

История сальсы. Английская версия. Часть вторая.

Мы продолжаем публиковать перевод работы британского исследователя  Loo Yeo. 

Обращаясь на Запад

Политические песни и танцы.

Наша история началась в дореволюционной Франции, во времена правления Людовика XIV, который фактически превратил танцы в один из механизмов политического контроля. (Примечание переводчика: Людовик XIV  — один из тех, кто сделал для развития танцев в мире очень много, например, во многом он стоял у истоков балета как отдельного явления).

Достаточно знатное для того, чтобы добиться королевских милостей, дворянство должно было знать и те новейшие шаги, которые только что изобрёл королевский учитель танцев. Танцы при дворе были родом деятельности, с помощью которой можно было, в том числе, продемонстрировать своё согласие с волей короля.

Новые танцевальные фигуры появлялись очень часто. И аристократам не оставалось ничего иного, как, оставлять родственников в Версале изучать нововведения.  Оказавшись фактически в заложниках,  эта дворянская родня превращалась для короля в мощный рычаг для контроля над аристократией.

Балет в Версале
Балет в Версале

Сам король был прекрасным танцором (Примечание переводчика: Луи XIV танцевал действительно сложные партии. Он был на сцене с четырнадцати лет и до тех пор, пока позволяла физическая форма. Вот тут можно почитать поподробнее ). Любимыми танцами монарха были менуэт и контраданс.

Луи XIV в костюме одного из балетов
Луи XIV в костюме одного из балетов

Нас особенно интересует последний. Мнения о том, откуда появилось название танца, различны.  Основная версия говорит, что оно возникло из сочетания двух слов «country» и «dance» — то есть «сельский танец». Вторая популярная теория утверждает, что название появилось от способа, которым он изначально танцевался – линия мужчин напротив (контра) линии женщин.

Некоторые танцевальные фигуры (мужчина стоит слева, женщина справа, при этом левой рукой он ведёт её за правую, а правую в это время проводит круг вокруг её спины), вероятно, ведут свое происхождение от закрытой позиции контраданса.

Из Версаля контраданс проник к двору Испании (Примечание переводчика: супругой Короля-Солнце была Мария-Терезия (1638—1683), инфанта Испанская), где он обрел название contradanza (контраданза). Дальше оба танца (и контраданс, и контраданза) разными путями проложили себе путь на Карибы во времена колонизации Америки и островов Карибского бассейна.

Здесь стоит отметить, что каждый из островов в результате исторических перипетий оказался поделён на две части. Гаити был разделен между французским Санта- Доминго (современное государство Гаити) на западе острова и испанцами – Испанское Санто-Доминго, или Эспаньола (современная Доминиканская республика) на востоке острова.

Куба, лежавшая на запад от Эпаньолы  тоже была географически поделена – испанская колониальная администрация обосновалась на западе — в Гаване. Восточная Куба, известная как область Ориенте, была трудноуправляема из-за отделявших её болот.

Haity_Dominicana_Cuba

Итак, контраданс прибыл в Санта-Доминго с французскими колонизаторами, а контраданза в Гавану —  с испанскими. Там их ждал новый этап истории сальсы – влияние Африки.

Религиозные песни и танцы

Основной испанской монархии в её внутреннем правлении и внешних экспансиях был католицизм. Ватикан благословил колонизацию американских земель, поставив условие: колонизаторы «гуманизируют» американских индейцев путем обращения их в католическую веру. Так церковь расширяла свое влияние.

Однако и сама Испания очень нуждалась в ресурсах Нового света для поддержания экономики – она как раз вела войну с протестантскими Нидерландами. В этих условиях монархи вынуждены были отстаивать своё право на власть.

Но доходы от колоний падали, так как местное население (Примечание переводчика: индейцы, например, араваки) повально погибало – кто от привезенных из Европы болезней, кто от истощения. Испанцы считали их ленивыми, к тому же индейцы, привыкшие выменивать у завоевателей только то, что они сами хотели, не могли послужить основой для экономики, основанной на труде.

Всё это привело к тому, что европейцы начали массово завозить как рабочую силу для колоний рабов из Африки. И, в конце концов, местного (индейского) населения на островах Карибского моря практически не осталось.

Есть очень немного свидетельств, что индейцы вообще внесли какой-то вклад в развитие сальсы. Возможно, это всего несколько слов, — например, areito или  Quisqueya (в значении Эспаньолы, испанского Санто-Доминго). Или Borinquen (как называла Пуэрто-Рико индейская народность таино).

Колумб и индейцы таино
Колумб и индейцы таино

Европейские колонизаторы имели множество плацдармов для охоты за рабами на западном и отчасти на восточном берегах Африки. Но утверждать, что все работорговцы были белыми, означало бы согрешить против исторической правды. Многие правители йоруба охотно продавали в рабство своих противников в междоусобных конфликтах. (Примечание редактора: йоруба — группа племён, населяющих западную Африку от устья реки Нигер до Гвинейского залива – современные государства Нигерия, Того, Бенин, Гана. Рабы в Латинскую Америку поставлялись, в том числе, из этого региона). Так, йоруба и банту попали на Кубу и Гаити. Оба народа принесли с собой свои религии и структуры своих ритмов.

Танцы африканского племени йоруба. Судя по одеждам танцовщиц, исполняется танец ориши Ойа.
Танцы африканского племени йоруба. Судя по одеждам танцовщиц, исполняется танец ориши Ойа.

По политическим причинам испанцы вынуждены были демонстрировать истовую приверженность католицизму даже среди рабов. Йоруба испытывали сильное давление со стороны хозяев, однако нашли выход. Им удалось сохранить веру в оришей путём «сдваивания» их с католическими святыми.

Например, Чанго – бог пламени, страсти и войны – он был объединён со святой Варварой. Такая уловка позволяла рабам уверять испанцев:«″Чанго″ – это имя святой Варвары на наречии йоруба». Подобная практика, по-научному называемая синкретизацией, привела к появлению сантерии, — того комплекса верований, который существует на Кубе до сих пор

(Примечание переводчика: вот тут чуть подробнее.

Примечание редактора: Вообще синкретизация была обычным явлением у языческих народов, принимавших христианство. Например, у славян мы наблюдаем частичную передачу функций древнего женского божества-покровительницы домашнего хозяйства святой Параскеве, а функций языческого бога Велеса – покровителя домашнего скота – святому Власию. Однако славяне отождествляли древних богов со святыми осмысленно: имя «Власий» похоже на «Велес», а святая Параскева была, по-видимому, одной из первых известных в славнских землях святых жён. У кубинцев синкретизация оришей со святыми имеет более поверхностный характер: предложенные испанскими хозяевами иконы использовались для обозначения ориш, в то время как все остальные элементы – обычаи, ритуальные танцы, посвящённая оришам ритуальная пища — христианского влияния не испытала).

Следы религиозного синкретизма до сих пор бытуют в сальсе — например, в словах песни “Que Viva Chango”.

Испанская экономика требовала от рабов большой отдачи, поэтому они проводили в полях всё больше и больше времени. Испанский раб обладал гораздо меньшей религиозной и социальной свободой по сравнению с французским. Так возникала и всё более увеличивалась напряжённость между Эспаньолой и французским Санто-Доминго. Испанцы полагали, что французы угрожают основам их экономики и властной структуры. Две колонии оказались втянуты в целый ряд вторжений и мелких стычек, остатки былой вражды ощущаются в отношениях стран и до сих пор.

Волнения вызвали первую волну эмиграции на Кубу французских колонистов. (Примечание редактора: обычно главной причиной эмиграции французских колонистов называется революция 1791-1804 годов на Гаити. Гаити тогда добилась независимости от Франции и отмены рабства. В начале 1804 года в стране также произошла массовая резня белых поселенцев, в которой погибло более сорока тысяч человек. Те из них, кому удалось спастись, и переселились на Кубу).Переселенцы привнесли в кубинскую музыку свои и вызвали появление новых ритмов. Эмигранты с Гаити осели в основном в местности Сьерра-Маэстра – горном районе провинции Ориенте, в окрестностях Сантьяго-де-Куба.

Город Сантьяго имеет репутацию родины музыкальной и политической революции. Первая волна эмигрантов прибыла туда ещё в конце XVIII века. Они привезли в с собой креольскую контраданзу, которая уже содержала некоторые африканские элементы – в наборе инструментов и особенностях исполнения.

Например, существенным было появление синкопированного пятидольного ритма, который называли cinquillo. Этому ритму суждено было сыграть важную роль в становлении латиноамериканской музыки.

Вторая волна эмигрантов с Гаити прибыла на Кубу в 1850-х. Их приезд способствовал рождению кубинского сона.

Источник
Перевод Валерии Чернышовой и Дарьи Менделеевой.

Автор: Daria

Авторское право © 2024 Salsa Union - Сальса Юнион | Дизайн ThemesDNA.com
top Яндекс.Метрика