К сожалению, далеко не все из нынешних сальсерос танцуют сон, да и вообще старые записи с их потрескивающим звуком редко ставят на вечеринках. Как результат – этого музыканта у нас почти не вспоминают.
А в 50-е годы его звали El ciego maravilloso – «Чудо-слепой». И многие до сих пор полагают, что именно Арсенио Родригес придумал мамбо.
Конхунто
На самом деле Арсенио Родригес (1911-1971) придумал очень многое. Например, классическим ансамблем до него был секстет или септет (содержавший обычно трубу, гитару, трес, бонги, контрабас, маракас и клаве). Поначалу такую форму оркестра использовал и Арсенио, в 1930-е годы создавший «Sexteto Boston».
Позже он создаёт более масштабную форму оркестра – конхунто, в котором появляется ряд новых инструментов – как «европейских», так и «африканских». Например, в первом составе конхунто Арсенио было две трубы, трес, фортепиано, гитара, контрабас, конга, бонги и вокал. Во втором составе труб стало целых три.
Можете представить, до этого конги в составе кубинских оркестров не было вообще! Конечно, развитие музыкальных групп на этом не остановилось – самому Арсенио пришлось в Нью-Йорке соперничать с биг бендами Переса Прадо и Тито Пуэнте. Но зато конга стала с тех пор визитной карточкой кубинской музыки.
Сон-монтуно
Ещё одним «структурным» изобретением Арсенио Родригеса был новый жанр — сон-монтуно.
То есть, до Арсенио Родригеса сон звучал, например, вот так.
Sexteto Habanero Bururú Barará
Арсенио добавил в классический сон ритм конги, особый свинговый удар на «раз – и» (этакий эффект «ча-ча», только не путать с танцем) и мощь духовой секции. Ещё изменилось соотношение куплетов и припевов.
В классическом соне существовала перекличка между солистом soneo и хором, который отвечал на его вопросы (так называемая структура coro-pregon). Теперь основное внимание сместилось на повторяющийся припев.
Так получился сон-монтуно.
Dundunbanza
Или так
Papa Upa
Согласитесь, так интереснее и энергичней.
Кто изобрёл мамбо?
Мнения исследователей на сей счёт разнятся до сих пор.
Большинство считает родоначальником мамбо Переса Прадо. Непременный атрибут композиций Прадо — мощная группа духовых, словно соревнующихся между собой тромбонов и саксофонов.
Некоторые, правда, оговариваются, что особую популярность ритму contratiempo, в слабую долю (тому, что танцоры именуют «на 2») придал именно Арсенио Родригес.
Итак, выдающийся гитарист-тресеро, автор около двухсот песен. Реформатор кубинской музыки. У него была не слишком удачная карьера в США, куда Арсенио с частью своего оркестра перебрался в 1947 и где ему пришлось конкурировать с большими оркестрами, внесшими в своё звучание гораздо больше джаза.
Первая волна моды на «кубинскую экзотику» в США спала. А вот Арсенио Родригеса оценили позже. И благодарность потомков, которые не перестают переиздавать песни композитора даже много лет спустя после его смерти, весьма велика.