Arsenio Rodriguez — Арсенио Родригес

К сожалению, далеко не все из нынешних сальсерос танцуют сон, да и вообще старые записи с их потрескивающим звуком редко ставят на вечеринках. Как результат – этого музыканта у нас почти не вспоминают.

А в 50-е годы его звали El ciego maravilloso – «Чудо-слепой». И многие до сих пор полагают, что именно Арсенио Родригес придумал мамбо.

Конхунто

На самом деле Арсенио Родригес (1911-1971) придумал очень многое. Например, классическим ансамблем до него был секстет или септет (содержавший обычно трубу, гитару, трес, бонги, контрабас, маракас и клаве).  Поначалу такую форму оркестра использовал и Арсенио, в 1930-е годы создавший «Sexteto Boston».Arsenio Rodriguez1

Позже он создаёт более масштабную форму оркестра – конхунто, в котором появляется ряд новых инструментов – как «европейских», так и «африканских». Например, в первом составе конхунто Арсенио было две трубы, трес, фортепиано, гитара, контрабас, конга, бонги и вокал. Во втором составе труб стало целых три.

Можете представить, до этого конги в составе кубинских оркестров не было вообще! Конечно, развитие музыкальных групп на этом не остановилось – самому Арсенио пришлось в Нью-Йорке соперничать с биг бендами Переса Прадо и Тито Пуэнте. Но зато конга стала с тех пор визитной карточкой кубинской музыки.

Сон-монтуно

Ещё одним «структурным» изобретением Арсенио Родригеса был новый жанр — сон-монтуно.

То есть, до Арсенио Родригеса сон звучал, например, вот так.

Sexteto Habanero Bururú Barará

Арсенио добавил в классический сон ритм конги, особый свинговый удар на «раз – и» (этакий эффект «ча-ча», только не путать с танцем) и мощь духовой секции. Ещё изменилось соотношение куплетов и припевов.

В классическом соне существовала перекличка между солистом soneo и хором, который отвечал на его вопросы (так называемая структура coro-pregon). Теперь основное внимание сместилось на повторяющийся припев.

Так получился сон-монтуно.

Dundunbanza

Или так

Papa Upa

Согласитесь, так интереснее и энергичней.

Кто изобрёл мамбо?

Мнения исследователей на сей счёт разнятся до сих пор.

Большинство считает родоначальником мамбо Переса Прадо. Непременный атрибут композиций Прадо — мощная группа духовых, словно соревнующихся между собой тромбонов и саксофонов. 

Некоторые, правда, оговариваются, что особую популярность ритму contratiempo, в слабую долю (тому, что танцоры именуют «на 2») придал именно Арсенио Родригес.

 

Итак, выдающийся гитарист-тресеро, автор около двухсот песен. Реформатор кубинской музыки. У него была не слишком удачная карьера в США, куда Арсенио с частью своего оркестра перебрался в 1947 и где ему пришлось конкурировать с большими оркестрами, внесшими в своё звучание гораздо больше джаза.

Первая волна моды на «кубинскую экзотику» в США спала. А вот Арсенио Родригеса оценили позже. И благодарность потомков, которые не перестают переиздавать песни композитора даже много лет спустя после его смерти, весьма велика.

Тематический канал о музыканте на YouTube

Автор: Daria

Авторское право © 2018 Salsa Union - Сальса Юнион | Дизайн ThemesDNA.com
top Яндекс.Метрика