Афиша знаменитого Palladium Ballroom. Имена двух Тито на ней. Об одном мы уже писали, сегодня — немного о втором. Рассказывает Анастасия Кулагина.
Тито Родригес – человек, с биографии которого частично списана фигура младшего брата Castillo в «Королях мамбо». Отчасти, но не совсем.
Пуэрториканец в США
Пуэрториканец Тито Родригес рано начал петь и заключил свой первый профессиональный контракт в тринадцать лет. В Штаты приехал вслед за старшим братом Джонни. Собственно заниматься музыкой его вдохновил как раз Джонни – он был популярным в Пуэрто-Рико композитором-песенником.
Перебравшись в США, Тито довольно быстро нашел себе работу. Попел в нескольких оркестрах, отслужил год в армии, вернулся, поступил в оркестр Хосе Курбело (José Curbelo) несколько лет выступал с ними по клубам и танцплощадкам. В 1948 году организовал свой собственный оркестр — Los Diablos del Mambo — «Дьяволы мамбо» (Без участия старшего брата, и не «Короли», как в фильме).
В 1950 году Тито поступает в Джульярдскую школу сценического искусства (там же учился и Тито Пуэнте) — по классу вибрафона, ксилофона и перкуссии. Тогда же он подписывает свой первый контракт с лейблом Tico Records, который заставляет его переименовать оркестр в Los Lobos del Mambo — «Волки мамбо». Однако вскоре музыкант отказывается от этого названия, и выбирает очень простое — «Оркестр Тито Родригеса» (The Tito Rodriguez Orchestra). Скромно и со вкусом. И первая же песня нового коллектива становится хитом.
Besame la Bembita
За собственный неповторимый музыкальный стиль оркестр Тито Родригеса становится лауреатом премии «Гран трофео» (Gran Trofeo Award).
Эпоха Палладиума: два Тито, которых не было
Наступившая в 50-е эпоха мамбо и танцевального зала Palladium отмечена соперничеством оркестров двух Тито. По иронии судьбы, ни один из соперников при рождении этого имени не получил.
Пуэнте его родители назвали Эрнесто Антонио, настоящее имя Родригеса – Пабло Лосада; псевдонимы, по-видимому, возникли позже, с началом сценической деятельности обоих. Но ко времени «Палладиума» закрепилось уже прочно: «Тито против Тито». Соперничество на сцене иногда находило отражение в песнях.
«Передай моему сопернику, что я здесь» (Avisale a mi contrario que aqui estoy yo)
Отличительная особенность: если Тито Пуэнте играл на тимбалес, Тито Родригес иногда играл на бонгах, но, в основном, пел.
На почве этого соперничества у Родригеса не сложились отношения и с Джонни Пачеко (будущим основателем компании «Fania»). Джонни сделал аранжировку для одной из песен Родригеса, а потом — аранжировку для нескольких песен Пуэнтэ. После чего Родригес не захотел с ним больше сотрудничать, запретил своим музыкантам любые контакты с Пачеко и даже написал песню «Твои дела меня не волнуют» (A mí no me importas tú). Песенка стала популярна.
Жизнь после мамбо
После окончания эпохи мамбо Родригес, в отличие от Пуэнте, не стал гнаться за стремительно сменяющими друг друга популярными музыкальными стилями. Он написал некоторое количество песен в жанре пачанги.
Componte Cundunga
Но всё такие его жанром стало болеро. (В последний раз вспоминаем фильм, а конкретно — фразу: «Спой мне болеро». И не обманываемся — саундтрек к фильму там — ча-ча-ча).
«Inolvidable» (Tito Rodriguez).
Знаменитая песня, благодаря которой Тито Родригес получил от своих поклонников прозвище «Незабвенный» (El Inolvidable). А само видео – это шоу Родригеса в Пуэрто Рико El show de Tito Rodríguez, куда он вернулся в конце 60-х. На родину привели плохо идущие дела: пик популярности пластинок прошёл и начались неудачные контракты, споры с музыкантами по зарплате. Однако и шоу музыканта на родине не было столь успешно.
В 1971 году певец основывает собственную звукозаписывающую студию TR Records и совместно с английскими музыкантами работает над записью нового альбома, в который входят, в том числе, каверы его хитов 1960-х. В то же время врачи ставят Тито Родригесу диагноз «лейкемия», однако он просит держать его в секрете и работает над шоу и альбомом в честь двадцатипятилетия своей вокальной карьеры.
Последний концерт музыканта – выступление с оркестром ещё одного его соперника по «Палладиуму» — Machito в нью-йоркском Мэдисон Сквер Гарден — состоялся 2 февраля 1973 года. Меньше чем через месяц, 28 февраля, Тито Родригес умер в своем доме во Флориде.
Похоронен музыкант в Пуэрто-Рико, на его похоронах было всего несколько коллег, среди которых — Тито Пуэнтэ.