Тито Пуэнте-старший (Ernesto Antonio Puente, Jr.) (1923-2000)

За свою жизнь этот человек успел многое – отслужить в армии, сняться в нескольких фильмах, помелькать в фильмах, и даже стать эпизодическим персонажем знаменитых «Симпсонов».

А ещё – записать 198 альбомов (в том числе более ста – персональных), получить шесть премий «Grammy» и прозвище «Короля тимбалес».

 70 лет в профессии

Поклонникам сальсы Тито Пуэнте известен, прежде всего, как один из музыкантов «большой тройки» руководителей оркестров, которые играли в танцевальном зале «Палладиум». Пожалуй, можно сказать, что среди коллег Пуэнте отличали образование и своеобразная творческая универсальность. Итогом стала музыкальная карьера почти в семь десятков лет (учиться музыке Пуэнте начал в семь, играть в оркестре в 13, а умер в 77). Он же стал самым титулованным среди троих музыкантов.

Нью-Йорк, Нью-Йорк…

В отличие от коллег по цеху, Пуэнте родился не за пределами США, а в Нью-Йорке и был что называется «ньюориканцем».  Ещё одна отличительная особенность – первым инструментом, который осваивал будущий «Король тимбалес» было…фортепиано. Позже именно по классу фортепиано и композиции Пуэнте обучался в Джульярдской музыкальной школе. Это (а также опыт участия в оркестре Мачито) позволило ему к концу 1940-х годов стать востребованным джазовым аранжировщиком, к услугам которого прибегали многие латиноамериканские оркестры.

Мамбо в массы!

Работая в «Палладиуме», Тито Пуэте стал приверженцем «танцевального мамбо», то есть, под композиции в его обработке было удобно именно танцевать. Кроме того, к некоторым из них специально по заказу Пуэнте был написан английский текст. 
Abaniquito – тот самый «Веерок» — первый хит Пуэнте, к которому позже появятся английские слова 1949

Так постепенно возникало «европеизированное мамбо», снискавшее популярность не только у цветных и латиноамериканских обитателей Нью-Йорка, но и у белой публики.

Пачанга, ча-ча-ча и…бугалу

После окончания эпохи мамбо Тито Пуэнте продолжает работать в других музыкальных жанрах – выпускает несколько альбомов ча-ча-ча и два альбома пачанги (более успешных у тогдашней публики, нежели работа Арсенио Родригеса). 

Caramelos — один из хитов 1961 года

Когда же в моду приходит бугалу, Пуэнте, от которого до нас дошло нелестное высказывание об этом стиле,

«Бугалу не значило для меня ничего. Оно отвратительно, оно только расстраивало маститых музыкантов… Это был танец, который Эдди Палмьери, я и другие руководители оркестров не хотели записывать, но были вынуждены идти на это, чтобы не остаться на обочине»

записывает  два альбома в стиле бугалу. Вот что называется: «Работа превыше всего!»

Разумеется, параллельно записываются и лэтин-джазовые альбомы. Пуэнте работает с разными лейблами, гастролирует по США, привлекает всё новых музыкантов.

70-80-90-е

1970-е, 80-е и 90-е наполнены для Пуэнте новыми работами. В 70-е он записывает несколько альбомов с разными музыкантами, в том числи участниками «Fania All Stars», и к концу десятилетия получает первую «Grammy» за альбом «Homenaje a Beny».

В 80-е экспериментирует с составом и работает с «Джазовым ансамблем латинской перкуссии» («Latin Percussion Jazz Ensemble»), с которым запишет ещё один «грэмоносный» альбом. 

Mambo diablo 1985

Позже от усечённого по составу ансамбля Пуэнте вернётся к большому оркестру.

А вот и Симпсоны. Персонаж вполне узнаваем.

В 90-е Пуэнте становится знаковой фигурой, общепризнанным символом латиноамериканской музыки. В 1990 году открывают его звезду на Аллее звёзд в Голливуде. В 2000-м Библиотека Конгресса США присваивает ему звание «Живая легенда».

Эпизод из фильма «Короли мамбо», Тито Пуэнте в роли самого себя. На момент съёмок маэстро 69 лет.

Про острый язык

«Когда меня спрашивают, могу ли я сделать сальсу, я спрашиваю в ответ: вы уже проголодались? Не знаю, почему американцы зовут мамбо сальсой. Еще одно дурацкое изобретение гринго. Музыку не едят. И когда я слышу это насквозь коммерческое название, изобретатели которого не знаю, что хотели сказать… Я играю мамбо, ча-ча-ча, гуарача, гуагуанко, румбу, меренге… а сальса – это то, чем поливают макароны».

И, напоследок, одна маленькая визуализация. Победитель кокурса шоу-номеров Salsa Night Awards 2016 «Тито и его девочки». Танцует школа «Республика» (Ростов-на-Дону), за тимбалес — Тито Пуэнте.

При написании заметки использована статья Википедии.

Автор: Daria

Авторское право © 2018 Salsa Union - Сальса Юнион | Дизайн ThemesDNA.com
top Яндекс.Метрика