Сальса (музыка)

Помните старую песенку Григория Гладкова про то, как отличить натюрморт от портрета. Мы решили применить тот же принцип, чтобы объяснить новичкам, какая бывает сальса.

Разумеется, эта статья не претендует на академичность и исчерпанность. Просим старожилов отнестись к ней снисходительно.

 Осторожнее с терминами

В 1970-е, когда термин «сальса» стали использовать музыкальные промоутеры в США, им первоначально обозначалась вся вообще «кубинская» музыка (хотя в оркестрах было немало выходцев из Пуэрто-Рико и других стран Карибского региона). Поэтому в архивных записях под названием «сальса» вы можете услышать музыку самых разных жанров – от сона до плены и ча-ча-ча. (Кстати, именно в таком широком смысле использует термин «сальса» Loo Yeo, записки которого мы публиковали).

В то же время термин «сальса» был принят не всеми музыкантами. Тито Пуэнте, в частности, приписывают фразу: «Единственная «сальса», которую я знаю, продаётся в бутылочках под названием «кетчуп». Я играю кубинскую музыку».

Страшный секрет. Названиям музыкальных групп, как и названиям композиций ВКонтакте, верить нельзя. Например, «Mambo legends orchestra» играет не только мамбо, а «Timbalive» — не только тимбу.

На что делится сальса?

Mambo

Строго говоря, мамбо, это то, что было до сальсы. Золотая эпоха мамбо – это годы работы клуба «Palladium» в Нью-Йорке (открыт в 1947, закрыт в 1966).

Кстати, а вот и Palladium
Кстати, а вот и Palladium

Звучало и выглядело это примерно вот так:

Tito Rodriguez и очень интересные съёмки танцоров.

(Правда, это снималось не в «Палладиуме», а в Palm Gardens ballroom  на 52 Street. Но танцуют именно Palladium Mambo.
И, да, мы сейчас о музыке, но обратите внимания, как танцевали в те годы: шаг на 2, соло больше – взаимодействия партнёров меньше, но визуализация акцентов на высоте).

Tito Puente «Hong Kong Mambo», альбом «Dance Mania» 1958 года

http://www.youtube.com/watch?v=SdCXlVBcFu4

«Mambo Gozón» с того же альбома, но в чуть более современной записи:

Итак, если вы слышите

1) один равномерный покачивающий ритм на ударных (без разницы – барабаны или ковбелл);

2) в музыке чередуются фортепиано, группа духовых и вокал (так называемый coro pregon — когда импровизирующий солист — вокалист или инструмент — «соревнуется» с различными группами инструментов или группой бэк-вокалистов, которые исполняют строго фиксированную партию);

3) качество записи – архивное (потрескивающее). (Правда, такое же качество звука может быть и у старых записей сальсы, но всё же круг «подозреваемых» сузился),

4) краем уха вы услышали имена Tito Puente, Tito Rodriguez, Machito (это далеко не все, но вдруг повезёт)

— это мамбо.

 Salsa dura, salsa brava, или salsa gorda

1970-е. «Палладиума» давно нет, а латиноамериканские певцы и музыканты из Нью-Йорка никуда, разумеется, не делись. Возникает проблема, как пробиться на музыкальный рынок? И тут появляется Fania.

Про то, что не всё, изданное Fania, будет сальсой, мы говорили выше. Но если уж речь именно о сальсе тех лет, то звучит она примерно так:

или так

Да, временами, особенно, если подходить формально, немного похоже на мамбо, но

1)вокал стал сольным, он не чередуется с инструментами, а лидирует;

2) музыка стала более динамичной и отчасти агрессивной, чем мамбо (нет, не потому, что в первом ролике показывают пистолеты, просто, даже внутри одного темпа, она более разнообразная и насыщенная), а тексты приобретают социальное звучание. То есть, теперь они не про «как классно, давайте потанцуем», а всё больше про «эх, жизнь моя, жистянка», ну, и с разнообразными подробностями;

3) в звуковом ряду есть не просто одиночный ритм, а целый набор «стучалок». (Да-да, и клаве там тоже есть, хоть на записи и не всегда слышно),

4) к прежнему раскладу «вокал-фоно-ударные-духовые» добавилась бас-гитара, которая сменила контрабас (привет из фанка и бугалу),

5) в связи с композицией упоминается название Fania и все имена, которые связаны с этим лейблом (вот в соответствующей статье и посмотрите), а также Ismael Rivera и прочие.

Страшный секрет: чаще всего уточнения dura,brava или gorda появляются, когда хотят противопоставить «жёсткую» сальсу появившейся в 80-е сальсе romantica.

Salsa romantica

1980-е и даже чуть-чуть начало 1990-х. Американский и даже уже отчасти европейский слушатель сальсу узнал, принял и…немного заскучал. Хочется чего-то менее экзотического, попроще и помассовее. А раз слушателю хочется, то обязательно будет.

Так возникает направление, в котором тексты «пролюбофь» сочетаются с мелодичной музыкой медленного темпа. Иногда противники упрекают «романтику» в том, что это – просто эстрадные баллады, положенные на базовый ритм сальсы (а иногда – так оно и есть, это могут быть даже переложении на сальса-ритм англоязычной эстрады).

Страшный секрет: Как правило, «романтика» — это всякое «Seduceme» и прочие вещицы, которые в папках «музыка для занятий» помечены как «медленный темп». Именно их новички, которые приходят в сальсу без танцевального опыта, сначала жадно скачивают, чтобы «попрактиковаться дома» (потому что «куда быстрее, и так руки-ноги не слушаются?»). Через некоторое время «романтика» также активно из компьютера выкидывается с вердиктом: «Боже, как можно было слушать эти сопли в сахаре?»

Ну, и так, на всякий случай — La India, Luis Enrique, Marc Anthony  Víctor Manuelle.

Ну, и, если уж мы про «Seduсeme»… India здесь молода и прекрасна, а перевод текста недавно публиковали наши коллеги с сайта salsainrussian.ru. Осторожно, текстик, что называется «некоторые предпочитают погорячее».

Впрочем, salsa romantica жива и сейчас. Более того, как говорят, возвращается в моду в Европе.

Timba

1990-е. Музыкальный мир не стоит на месте, а уши музыкантам не может заткнуть даже экономическое эмбарго США против Кубы (тем более, что после исчезновения Советского Союза Остров берёт курс на развитие туризма). Что уж говорить про прочие страны Карибского бассейна и диаспору. И в эти уши вливаются, с одной стороны, фольклорные мотивы – кубинская румба и афро, — а с другой, — R&B и всё остальное, чего душа пожелает. Естественно, музыка после этого не могла быть прежней.

Вопрос о том, как преобразуются в тимбе традиционные для сальсы ритмы, состав инструментов, и уж особенно про то, как всё это танцевать, — тема далеко не для одного разговора. Пока запоминаем главное:

1) звучание в тимбе принято называть «более насыщенным», чем в сальсе. Музыка словно бы становится «плотнее» — инструментов много, но выделить отдельные партии гораздо сложнее, чем раньше. Состав инструментов становится всё шире – даже электроникой, которая была в новинку в 90-е, уже никого не удивишь;

2) исполнителей тимбы много, но в разговоре могут прозвучать названия групп Los Van Van (однако, осторожнее, в творчестве «ванов», которые существуют непрерывно с 1969 года, как кажется, найти можно уже что угодно), La Charanga Habanera, NG La Banda, Manolin «El Medico de la Salsa» и более поздних по времени возникновения групп.

3) специально только тимбе посвящено сообщество «Тимбамания». Можно подглядывать.

Несколько примеров наобум.

 

Но самое главное – это слушать. И через какое-то время, позабыв про все внешние ориентиры и признаки, вы сами будете объяснять новичкам: «Вот это – мамбо, а это – тимба. Почему? Ну, не знаю. Ну, оно так звучит».

Автор: Daria

Авторское право © 2018 Salsa Union - Сальса Юнион | Дизайн ThemesDNA.com
top Яндекс.Метрика