Конечно, окончательный вердикт относительно того, почему танцевать у вас пока не получается, может вынести только тренер. И что делать, подскажет тоже он. Мы же только перечислим несколько самых общих проблем, которые серьёзно отравляют жизнь начинающего танцора.
- Неразработанные мышцы, или «ой, я – дерево!»
Латиноамериканские танцы предполагают довольно подвижный корпус, да и тазом поработать придётся, хотя это далеко не всегда видно. Порой (особенно на зимних вечеринках) начинающие танцоры испытывают ощущение, будто на них плотно натянута неудобная сковывающая движения одежда. Однако дело не в одежде – Вам мешают собственные непроработанные мышцы.
Даже если Вы полжизни ходили в «качалку», то работали совсем с небольшим числом мышц, по сравнению с теми, которые нужны для танца. К тому же в танце они нужны не столько накачанные, сколько скоординированные.
Что делать? Проверьте, есть ли в расписании Вашей школы растяжка (стретчинг) или пластика. Реггетон тоже подойдёт. Небо в процессе может показаться с овчинку (ванна с солевым раствором Вам в помощь), но от чувства «деревянности» Вы избавитесь быстрее.
2. «Я не успеваю!», или отсутствие координации.
Музыка сальсы – действительно быстрая (бывает до 240 ударов ритма в минуту), но с непривычки Вам могут показаться быстрыми даже медленные композиции сальсы-«романтика». Поначалу руки и ноги никак не хотят двигаться в нужном направлении так быстро, как надо.
Физическое движение – довольно сложный процесс: сначала мозгу надо понять, какое именно движение предстоит сделать, потом он посылает в мышцы сигнал, который ещё должен туда дойти.
Спортивные тренеры утверждают: скорость прохождения сигнала по нервным волокнам у человека в течение жизни не меняется, даже независимо от тренировок. Но это не приговор.
Основная причина того, что у Вас поначалу не получаются непривычные движения – Ваш мозг. По жизни он привык к совершенно определённому набору двигательных сценариев. Поэтому Вы почти не задумываясь, «на автомате» ходите привычными маршрутами, нажимаете кнопку лифта или находите в темноте выключатель. И вдруг Вы требуете от него чего-то необычного и быстро!
Естественно, мозг в панике, он шлёт сигналы сразу по всем направлениям, и мышцы окончательно теряются – ведь невозможно сделать шаг двумя ногами сразу.
Что делать? Расслабьтесь и перестаньте обдумывать каждое движение. Вы сэкономите время от перевода мышечного сигнала в слова и обратно; не поверите, мозг прекрасно справится с управлением без этого. Более того, через какое-то время движения войдут в привычку, и те композиции, которые казались Вам такими быстрыми, станут невыносимо медленными.
Однако время от времени устраивать мозгу встряску какими-то новыми комбинациями движений очень полезно – чтоб не привыкал. Поэтому – учите новые связки, занимайтесь разными видами спорта, осваивайте разные танцевальные направления. Если вы – правша, и сейчас не в зале, попробуйте хотя бы сделать что-то левой рукой.
3. «Я всё понял, но сейчас постою», или боязнь движения.
В детстве нас учили: всё, что мы делаем, нужно делать хорошо, за это хвалят. Правда, период, когда у нас отчаянно не получалось перевернуться со спины на живот, сесть или пойти, мы, скорее всего, не помним.
А вот, когда основными жизненными навыками мы уже овладели, более того, стали преуспевающими людьми и иногда даже начальниками, возвращаться к ученичеству, а в чём-то даже на уровень беспомощным младенцев ой как не хочется! Более того, нам кажется: отсутствие поступков здесь вполне можно выдать за благородную сдержанность: «Да-да, я всё понял, но мне нужно это обдумать».
Вот только очень сложно научиться движению, не двигаясь вообще.
Что делать? Двигаться, использовать каждую попытку. Да, научиться осмысленно корректировать своё движение Вам ещё предстоит, пока за Вас это сделает преподаватель. Однако хотя бы дайте своему организму вспомнить, что у него есть руки, корпус и ноги, а не только указательный палец, которым жмут кнопку лифта.
4. «Как найти «раз»?», или «Я не попадаю в ритм».
Музыка сальсы – сложная, непривычная для европейского уха, и ритмов там несколько. Даже человека, привыкшего слушать эстраду, где звуковой поток делится на «бум-бум» и мелодию, она поначалу сбивает с толку. Что уж говорить о тех, у кого такого опыта нет.
Однако попадание в метр – основа танца, иначе с партнёром/партнёршей Вы просто не найдёте общего языка.
Что делать? Слушать музыку. В плеере, в машине, просто приходить на сальсатеку – и слушать. Понравившиеся мелодии – петь, настукивать (при людях – не стоит)). Сходить на пару семинаров по музыкальности – там рассказывают полезную теорию, которая, как правило, становится особенно хорошо понятна, когда ты попадаешь на тот же семинар во второй или третий раз. А ещё – смотреть на хороших танцоров – на сальсатеках и на записях. Класс танцора именно в том и состоит, что со временем он перестаёт просто топтать бейсик «как научили», но отражает особенности музыки – ритмы, акценты, партии ведущих инструментов – в танце. Это видно.
Кстати, если всю вечеринку вы провели, наблюдая и слушая, и ни разу не вышли на танцпол, это совершенно не значит, что время прошло зря. Даже наоборот.
5. Он не ведёт/она не слушается.
Основа социальных танцев – парная импровизация, одним только знанием готовых фигур здесь не обойтись. А ещё – партнёры и партнёрши всё время меняются, и все они разные – разного роста и веса, с разной скоростью реакции. Поневоле приходится учиться взаимодействовать.
Самое худшее, что Вы можете сделать, — это танцевать всё время с одним и тем же человеком, при этом требуя от партнёрши, чтобы она выучила фигуры и высказывать вслух удивление, что она не знает связки. Между нами говоря, выслушивать такие претензии – очень неприятно, независимо от того, кто на самом деле оказался не слишком искусным танцором.
Что делать? Разбираться. Вариантов может быть несколько.
Возможно, Вы – действительно пока неидеальный партнёр. И для того, чтобы девочка пошла по Вашему указанию в сторону или поворот, вовсе не достаточно, заломать ей кисть в указанную сторону. Неплохо бы сделать движение плавным, сопровождающим, к тому же подтвердив его корпусом. Как именно – покажет Ваш мастер.
Возможно, и Ваша партнёрша пока не слишком искусна. Со временем опытные танцовщицы достигаю алертности – состояния, когда в танце их тело готово к движению, и тогда в поворот их можно отправить небольшим импульсом. Тогда как новеньких приходится на себе «таскать».
Кроме того, есть люди, которые просто ведут и ведуться по-разному. И если танец с кем-то из них будет для Вас не слишком комфортен, интересным опытом для анализа он станет наверняка.
- «Я не знаю столько узлов!»
И не надо! Между нами говоря, танец, как выполненные один за другим 1467 узлов представляют себе только новички. У тех же, кто танцует давно, всё намного проще.
Что делать? Слушайте музыку, смотрите на партнёршу. Предоставьте своему телу двигаться. Из Вас неминуемо полезут какие-то связки, выученные на последних занятиях – пусть лезут, но не делайте их самоцелью. Не пытайтесь заполнить связками всё время танца: двадцать пятая одинаковая связка, выполненная в одну и ту же сторону, совершенно точно заставит партнёршу почувствовать, что она – тренажёр. Ну, или опытный образец. И, танцуя с Вами, думать она будет о двух вещах: «Когда всё это закончится?» и «Кто из хороших партнёров за краем танцпола мог видеть этот позор?» Оно Вам надо?
Продолжение следует.
Мы забыли что-то важное? Поделись здесь.
Читайте также.
Валерия Чернышова. Как танцевать неправильно.