Новости партнеров

Сантерия для танцоров

Мы решили повторить в Энциклопедии записки Станислава Швецова, уже достаточно хорошо известные в сальса-сообществе.


Религия Кубы — непростая штука, да и нынешние танцы оришас,  широко показываемые туристам, по признанию самого автора, имеют гораздо большее отношение к шоу, чем к религиозным обрядам.
Далее изложены некоторые общие сведения о кубинской сантерии и танцах оришас. Неглубоко — в самый раз для танцоров. (Редактор).

Сантерия — таинственная религия Кубы. Ее основа завезена на Кубу вместе с ее носителями — африканскими рабами народности лукуми.

В религии присутствует множество божеств, многих из которых рабы внешне объединили (в научной литературе есть умное слово «синкретизировали» — прим. ред.) с католическими святыми, дабы иметь возможность поклоняться своим богам под видом христианских обрядов. Так родилась сантерия (культ святых) – синкретическая религия, сплавившая в себе католицизм и верования Йоруба.

Как и любое культурное явление сантерия весьма глубока, и о ней написано много объемных научных трудов. Но я пишу не для священников, а для танцоров, поклонников афро-кубинских танцев и особенно для тех, кто только начал интересоваться этой стороной кубинской танцевальной культуры.

Упрощенно можно провести аналогию между сантерией и греческой мифологией, согласно которой в мире существуют различные боги, соответствующие различным природным явлениям или аспектам жизни – боги грома, войны, красоты, танцев и т.д. Конечно, эта аналогия весьма примитивна, но достаточна для того чтобы описать суть сантерии «в двух словах».

Оришас (боги сантерии) присутствуют и в религиях других народностях, пусть и в несколько измененном виде они есть и в религии конго, и в арара (а ещё в бразильских умбанда и кандобле; арара, впрочем, тоже бразильская – нудный редактор). Само собой они так же присутствуют и в танцевальной культуре этих народностей.

Поэтому неудивительно, что чуть ли не каждая вторая песня, написанная на Кубе упоминает хотя бы одного из оришас, особенно это касается современной тимбы, использующей очень много афро-кубинского фольклора в музыке. Вот почему танцорам прежде всего кубинского стиля необходимо знать хотя бы базовые понятия сантерии, так же основы танцев ориш.

Глубина знаний о сантерии, необходимая танцору, напрямую зависит от степени его погруженности в танец.

Для того, чтобы использовать элементы танцев оришас в сальсе, достаточно обладать необходимым минимумом пластики (которой хотя и не так уж мал), знать одно-два базовых движения и иметь представление о том орише, чьи движения он использует (имя, краткая характеристика).

Для постановки шоу необходимо знать истории ориш, которые записаны в мифах сантерии (патоки или патакинес) – так можно подобрать для шоу сюжет или, по крайней мере, не идти против «исторической правды».

Если вы планируете танцевать под оригинальную музыку, то должны разбираться в ритмах, причем можно знать не только базовые ритмические рисунки каждого ритма (ньонго, чачалокафун, топа, якота и проч.), но желательно  и ритмические оттенки каждого ритма.

Так, например, на одном из уроков слушая ритм «мета», мы нашли, что за полторы минуты он играется более чем в десяти вариациях, каждая из которых отвечает определенным действиям, которые должен производить танцор.

Но, так или иначе, для сальсерос – это не суть важно. В сальсе нет ни ньонго, ни мета, ни люмбанче.  У нас есть тумбао, и больше нам особо и не нужно.

Однако использование элементов танцев ориш в сальсе это еще один инструмент из серии «как сделать свой танец разнообразнее», особенно если эти элементы вы вставляете красиво и со знанием дела, не говоря уж о том, что танцы ориш, как и вообще афро-кубинские танцы, очень неплохо развивают пластику, чувство ритма и многие другие качества, необходимы танцору.

Далее мы дадим краткое описание самих богов-оришас. Может чуть больше чем надо знать для того, чтобы использовать элементы танца этого бога в сальсе, но больше — не меньше. Однако такими страшными словами как «кариоча», «сьете», «потенциас», «кабальо» или «Ифа» мы вас пугать не будем. За этим — к исследователям религий, а у нас танцы.

(Вот, кстати, о танцах — курс афропластики от Станислава Швецова. Да, там сорок восемь минут видео, извините.  Ваш Нудный Редактор ).

Автор: Daria

Авторское право © 2024 Salsa Union - Сальса Юнион | Дизайн ThemesDNA.com
top Яндекс.Метрика