Начался новый учебный год, многие вернулись из отпусков и готовы приступить к занятиям с обновлённым энтузиазмом. Чтобы занятия были не только приятны, но и эффективны, мы решили собрать преподавателей и поговорить с ними о разных формах обучения.
На каком этапе развития ученик готов относиться к собственному совершенствованию сознательно и творчески? Чего реально ждать от занятия в группе, мастер-класса, индивидуального занятия? Можно ли научиться танцевать с нуля за пять индивов? Как выбирать преподавателей для занятий?
Размышляют Алексей Алексенцев (Москва), Марина Ванюшина (Ростов-на-Дону), Сергей Кочарян (Краснодар) и Станислав Швецов (Нижний Новгород).
— В обучении каждого танцора наступает время, когда он неплохо освоил базу, и надо активно дальше развиваться самому. Как бы Вы охарактеризовали такого человека (срок занятий, основные умения)?
Станислав: Примерно год занятий, ну скажем от девяти месяцев, но чаще от года.
Основные умения: в ритм попадает всегда и без ошибок, при танце без партнера работает руками, корпусом и всеми частями тела, задействованными при переносе веса. Умеет комбинировать известный материал в танце так, чтобы это не было похоже на исполнение фигур руэды одной парой.
Сергей: Первое время занятий идет обычно активно и весело — довольно быстро усваивается материал, узнаем много нового и хорошо видно развитие. Но через некоторое время (у всех по-разному, но где-то месяца четыре-семь) рост приостанавливается, и кажется, что развития нет, топчемся на месте и тому подобное.
Вообще любое развитие идет периодами: подъем, потом продолжительное затишье в виде ровного участка, вновь подъем и так далее. В этот период многие и уходят из танцев, либо переходят в разряд «тусовщиков», но кто-то старается дальше.
Умения? — обычно это база и начальный либо хороший средний уровень. Для тех, кто хочет заниматься дальше, уже недостаточно просто обучения в группах (что не говорит о ненужности этой формы, это очень даже надо). Но при этом надо больше заниматься самому — отрабатывать свои ошибки, посещать мастер-классы, фестивали. В помощь интернет, и у некоторых дополнительно хореография из других танцевальных направлений.
Алексей: Попытки саморазвития надо делать уже после первого месяца — когда руки уже отличаются от ног, и вы отличаете сальсу от кизомбы.
Период, когда не рекомендовано заниматься самостоятельно, чтоб не заучивать ошибки, длится обычно три-четыре недели и заканчивается в тот момент, когда преподаватель перестает поправлять ваш базовый шаг каждые пять минут.
Надо смотреть видео тех танцоров, которые вам нравятся, слушать музыку, разбирать ее, ходить на живые концерты или хотя бы смотреть их в записи — в танец можно очень много привнести от работы музыканта с инструментом.
Марина: Очень маленький процент обучающихся готов активно развиваться сам. Не более пяти процентов, если не меньше. И именно из тех, кто к этому готов, не боится этого и не комплексует, и получаются хорошие танцоры. Срок занятий не имеет значения. Имеет значение понимание, что любой преподаватель не в состоянии выточить из человека звезду. Преподаватель в состоянии только подготовить все к тому, чтоб он сам смог дальше развиваться.
— Опишите кратко основные формы занятий, и чего от них реально ожидать?
Сергей: Помимо групповых занятий есть так же индивидуальные занятия, мастер-классы, фестивали и просто самостоятельная отработка.
Станислав: Индивидуальное, мини-группа, группа и свободная практика (без преподавателя). От каждого класса свои ожидания.
Индив дает большую концентрацию на вас. Группа дает больше возможности расслабиться на занятии и попробовать сделать материал без пристального внимания педагога, что тоже важно. Еще больше такой свободы дает практика, но там, если вы будете систематически делать ошибку, препод вас не исправит. С другой стороны, ученику просто необходимо попробовать сделать материал самому, уложить его в своей голове и теле.
Алексей:
Семинар — подробный разбор какой-то темы.
Минигруппа — преподаватель уделяет больше внимания участникам, его времени хватает на более детальный разбор элементов.
Индив — преподаватель работает с вами или вашей парой исходя не из каких то усредненных, а именно из ваших тактико-технических характеристик и возможностей.
Лекция, семинарское занятие — не стесняться делать конспекты, идет большой объем информации и огромное количество тем для размышления и проработки.
Демонстрация, обучение – да, преподы не особо любят, когда ученики учат учеников, но это в присутствии препода. (Смеётся). Но рассказать основы базы коллеге, который не ходит на танцы не только по-товарищески, но и многое поймешь в процессе объяснения. Я лично до сих пор нахожу нюансы во многих вещах. Объяснил так, что сам наконец-то понял.
Ассистирование — стоять рядом с преподавателем, видеть слышать, снимать до мелочей до жеста, перекладывать на себя, чувствовать обстановку и то, как хороший препод держит зал и управляет им — это не всегда видно со стороны, а только стоя рядом.
Воровство знаний — тоже самое, как ассистирование, но со стороны. (Смеётся).
Самоподготовка — основное для эффективности всех предыдущих.
— В чём плюсы и минусы мастер-классов?
Станислав: Мастер-класс — дает информацию по конкретной теме. Если вам эта тема интересна вы на нее идете.
Минус мастерса в том, что теме надо следовать, так что на индивидуальные косяки, не связанные с заявленной тематикой педагог отвлекаться просто не может.
Алексей: Другой язык, о том же но с другими интонациями, объем часто в разы больше в единицу времени, чем на занятии, личные фишки и приемы препода, темп.
Чего от них реально ждать, и зачем туда следует ходить?
Опыт, волшебный пендель. Цитируя Олега Палыча Руяткина: «Организм (и мозг) надо удивлять».
Да, ты можешь быть не со всем согласен, но попробовать, понять, найти ситуации, в которых это все-таки верно — хорошая подпитка.
Плюсы и минусы мастер-классов как формы занятия (возьмем идеальную ситуацию, где люди не выпячивают своё несоответствие уровню в ту или другую сторону, где препод следует своему плану и умеет вести четко отработанный структурированный класс).
Много, последовательно, структурированно. Много на размышление. Большой объем в короткое время. Удивление организма и мозга.
С другой стороны, много, быстро. Нет времен на отработку. Нет строго индивидуального посыла к каждому члену группы.
Сергей:
Мастер-классы отличаются от групповых занятий тем, что информация там подается в большем объеме и достаточно быстро, либо дается что-то особенное, чего нет на группах (другие стили и направления — бугалу, пачанга и прочее).
Ждать от них — много полезной информации. Надо брать как можно больше, быть внимательнее и запоминать основные моменты. Если это другой город — то новые знакомства, эмоции.
Плюсы — хороший прокач (при осмысленном подходе), самостоятельная работа — ее здесь больше, чем в группе — ведь все не разъясняется до мелочей и нет возможности отрабатывать одну мелочь полчаса.
Минусы — быстро и сжато. Материал надо обязательно в скором времени повторять, ибо все забывается очень быстро. Нужно самостоятельно отрабатывать то, что давалось на классах. Ну, и обычно на таких занятиях много людей, если чуть опоздал или побоялся пролезть вперед — есть возможность остаться «в стороне» — когда ничего не видно и не понятно.
Марина: Мастер-классы — штука необходимая на любых стадиях обучения. Главное понимать, что ты идешь на них не с целью выйти суперкрутым, а с целью почерпнуть другое видение, другое понимание танца или его составляющих.
Мастер-классы по тому танцу, которым ты занимаешься можно разделить на два подвида. 1) МК более опытного, более известного преподавателя, 2) МК препода с другим пониманием и другой методикой обучения.
Причем второй вариант не отрицает работу твоего препода, у которого ты занимаешься, а дополняет, расширяет ее, дает тебе самому выбрать, что из этого МК добавить в свой арсенал, а что пропустить. А первый вариант — это опыт, это твоя внутренняя готовность принять по умолчанию (без сомнений). (Смеётся). Это возможность прикоснуться к новому, более высокому уровню.
— Индивидуальные занятия – что это за форма работы?
Станислав: Индив отличается высокой концентрацией внимания на ученике, только на индиве можно проработать индивидуальные косяки.
Но минус в том же, в чем и плюс: вы находитесь в фокусе внимания преподавателя, это определенный стресс. Как следствие: часть материала вы просто не сможете сделать — просто потому как недостаточно расслаблены.
Толк будет только от сочетания индивов, групповых занятий и самостоятельных практик.
Сергей: Когда надо брать индивидуалки, сложно сказать. Можно и в самом начале (если надо, к примеру, догнать группу). В процессе обучения на любом этапе — чтобы убрать недочеты.
Можно ли научиться за пять индивов? Конечно, нет! Нужна практика — так сказать, километраж наработать.
А если только пять индивов и все. Для этого надо иметь хорошую подготовку в других танцах, либо быть гением. Но я в это не верю все же. (Смеётся).
Количество занятий — здесь все индивидуально. Кому-то достаточно одного занятия для разбора определенного момента, кому-то больше, но толк будет в любом случае. Вопрос в том — достигнута цель или нет. Это у всех по-разному.
Алексей: Индив делается под вас. Вас гранят из алмаза в бриллиант и ведут грани к совершенству. Брать индивы можно на любом этапе после начального, но по темам, в которых вы уже сами не можете прогрессировать без помощи.
На индивидуальное занятие лучше идти с четко подготовленными вопросами. Индивидуалка — это мероприятие, требующее внимания. Не стоит брать индив только потому, что вы можете его взять.
Учится танцевать на индивах — очень большая физическая и психологическая нагрузка: на общей группе и захалявить можно и в тень уйти. (Смеётся). Передвигаться в стилистике приближенной к .. можно, но не будет опыта, натанцовки, а без этого — ни танцев, ни танцора. (Смеётся)
Толк от индивидуального занятия будет по-любому, если грамотно задан вопрос и хороший препод. А вот нужна ли серия или одно — каждый случай индивидуален.
Марина:
Индивы не люблю!!! Подавляющее большинство желающих взять индив не в состоянии обозначить, что они от индива хотят. Невозможно за час переделать в человеке базу, которая в него вложена месяцами.
Да, можно обозначить те вехи, над которыми ему нужно работать и работать, но единицы (если такие есть) готовы пахать долгое время, чтоб переделать в себе то, что вросло месяцами, а то и годами.
Вся техника лежит в БАЗЕ. БАЗА вдалбливается очень долго, тело (и его части) очень долго к ней привыкают. А тут — один час!!!
Задача — у меня не получается сделать больше двух поворотов. Не проблема, вот тебе техника, которую я тебе за час постараюсь объяснить.
Час закончился, но ты не сделаешь четырёх-пяти поворотов. Ты должен еще пару-тройку месяцев каждый день минут по пятнадцать стоять у зеркала и крутиться, готов? Без труда, без усталости, без головокружения ничего не выйдет.
Преподы — не волшебники, они — методисты и психологи, но не волшебники. Не берите индив без очень точной, даже точечной задачи.
— Как выбрать преподавателя на индивидуалку, чтобы толку было больше, — это «известный мастер», «просто вот приехал кто-то новый в наш город, надо попробовать», «известный мастер в чём-то конкретно, чего я не умею», «красиво танцует», «человек, похожий физически», «человек владеющий методом, про который мне рассказывали и который мне — визуалу, кинетику, вербалу — будет близок?» Или вообще ключи подбираются по ходу, и подобрать можно ко всем?
Сергей: Преподавателя выбирают разными способами. Идут либо к «известному мастеру» — по отзывам. Часто ходят, если нравится манера человека — то «по картинке» (для определенных моментов). Если есть возможность, к приезжим надо ходить — коль подвернулась возможность (Смеётся).
Если идти за стилем и подобными вещами — то к тому, кто внешне нравится и, конечно же, на похожего комплекцией. Иначе то, что делает он и как он это делает, вряд ли ляжет на твое тело.
Станислав: Само собой, надо пробовать заниматься у разных педагогов, каждый хорош по своему, в своей области. Кто-то разберет вам тело на кусочки, кто-то проработает стиль, кто-то улучшит ведение или навыки комбинаторики.
Кто-то систематизирует ваши знания, выстроив их в логическую цепь, а кто-то даст правильный энергетический посыл. Так или иначе, работать над этим будут все, но на каждого человека это будет действовать по-разному. Надо всех посмотреть
пробовать у всех.
Марина: Выбор преподавателя на индив полностью зависит от задачи. Во время фестивалей с приездом кучи звезд, многие забивают индивы у всех, у кого возможно. «Ну, для галочки и так сойдет». Если ты уже достаточно крутой танцор (при этом не ты так считаешь, а другие крутые), то что-нибудь для себя ты с любого индива вытащишь. Если неопытный, то для галочки.
Алексей: Хороший препод сможет ко всем заинтересованным подобрать ключ. Все приведенное выше может служить основанием к идиву. Можно еще у своего препода или авторитетного товарища спросить рекомендаций или отзывов. Но помни про «Подумаешь, Шаляпин. Мне вчера Васька картавый напел». (Смеётся).
— Как ученику грамотно подготовиться к индивидуалке?
Алексей: Сформулировать желание, цель. Дать себе отчет как он лучше воспринимает информацию, и сообщить об этом преподу. (Как-то раз я сорок минут чертил вектора в атласе анатомии. В результате пара начала танцевать, и я многое почерпнул, потому как он инженер, а она на травмотолога спортивного училась).
«Я пришел – учите», — такой посыл есть у тех, кто собирает автографы на дипломах. Я с такими работаю, но по самому высокому ценнику: он пришел не за наукой, а за «фольгой». «Фольга» реально дороже. (Смеётся). Восвояси не отправляю — у меня достаточно внутреннего сарказма чтоб оборжать ситуацию и себя в ней, — это забавно.
Если вы не в настроении и всё-таки решили доказать преподу, что он не прав — не берите индив. Если он не прав — потеряете денег, он всё-таки прав — опять расстроитесь.
Сергей: Когда идет осмысленный выбор преподавателя на индив, надо понимать, что именно ты хочешь от преподавателя. Собрать вопросы — будет гораздо более четкое попадание. «Просто прийти и всё» можно на доверие мастеру: что он посчитает нужным исправить/добавить.
Нюансов много, но, повторюсь, главное на мой взгляд — это осознанный подход, понять что именно хочешь узнать у препода, собрать вопросы и разобрать их.. ну и, всегда лучше ходить к мастерам.
Станислав: Вопросы — это хорошо и правильно, но иногда оказывается, что проблема лежит в другом месте. Преподаватель должен, выслушав пожелания ученика и посмотрев на него, предложить ему поработать над тем, что видит сам преподаватель.
Если ученик настаивает на своих вопросах — ну что ж, можно и так.
Индивы брать не стоит, когда у вас нет времени отрабатывать то, что вы на этих индивах получаете. Ну как не стоит, если деньги есть — берите.
— Учиться на дискотеках, просто наблюдая за танцующими. Реально ли? Что реально «снять» с танцора на дискотеке?
Сергей: Вполне реально. Если есть понятие, как что работает, то во время вечеринки можно снять многое — начиная от связок, заканчивая отдельными «фишками» и манерой со стилем.
Станислав: Да, реально. Но для этого нужно чтобы глаз был уже наработан, ну и природная склонность к «чтению с листа». То есть, новичок вряд ли справится, новичку нужна система и базовая техника.
Марина: Запросто, но индивидуально.
Давайте исходить из того, что подавляющему большинству достаточно и 10% того, что может дать преподаватель в школах. По сравнению с остальной массой людей, которые не танцуют, они и так короли, а в местах, где не показываются хорошие танцоры — они короли втройне. Поэтому достичь такого уровня можно и на дискотеках. Технику вряд ли осилить, а колбаситься — не проблема.
Девушкам намного проще: если голова есть на плечах и сигнал из мозга вовремя поступает в конечности (смеётся), то хороший партнер в состоянии «растанцевать» неглупую девушку.
Опять-таки замечу, что о технике разговор не идёт.
Парням сложнее, им думать надо.
Алексей: Реально. Но с нуля очень сложно и то — имея мощную базу и опыт в сходных направлениях
В современных реалиях учиться на дискотеках с нуля — глупо и долго. Лучше взять базу в школе. Зная базу — рекомендую искать танцоров и видеть манеру, фишки, но без фанатизма — не прямое копирование, а понимание, проживание, принятие.
Реально снять всё, а после дискотеки еще куртку и кошелёк. (Смеётся).
— Можно ли учиться по видео? Как закреплять навыки, почерпнутые с чужого видео?
Сергей: С видео научиться можно, что мы и делали. (Смеётся). Это — отличное дополнение к общему обучению.
Если нужен стиль — то, как говорилось ранее, надо смотреть тех, кто нравится. И желательно такой же конституции, чтобы можно было снимать движения на свое тело. Если нужны связки и «фишки» — то пофигу, кто их делает.
Но закреплять навыки — только отработкой: нарабатывать и еще раз нарабатывать.
Станислав: Тот же ответ, что и про дискотеку. Надо примерять на себя все: что идет одному, просто не подойдет другому. Это — как одежда.
Вы посмотрели на видео, попробовали сделать, не нравится. Посмотрели внимательно еще раз и т.д. Если вы все сделали один в один, а на вас это все равно не смотрится, значит, движение вам не идет. Или вы не видите, в чем ошибка — тогда идите и берите индив.
Но чем бы вы ни занимались, закрепляется это одним — практикой. Нудно и монотонно.
Алексей: По видео можно учиться, имея базу и возможность консультации (лучше у авторов видео). Всему. Видео выбирается по принципу: нравится, рекомендовано преподом и авторитетами.
Габариты влияют только на снятие нюансов: работа локтя и плеча при высоком росте, работа ног и поясницы при пузе и тому подобное. Грамотно владея телом, можно сформировать любой стиль. Но навык превращается в умение одним способом – практикой.
Марина: На каком-то уровне, когда преподаватель из вашего «пластилина» уже что-то вылепил, видео необходимо, если ты хочешь передвинуться на следующий. Ужасна та школа, в которой все ученики копируют своего преподавателя в стилистике. В технике — да, в базе — да, но не в стиле. Стиль выберете себе сами.
Нравится Фрэнки Мартинес — на здоровье. Попытайтесь по видео понять его систему передвижений, ведения, выхода в соло и так далее. Немного удалось — забейте на Фрэнки, в вас уже что-то от него впиталось.
Следующий — СуперМарио, к примеру. Да, он большой, а вы маленький. Не проблема, попытайтесь взять у Марио его систему комбинаторики. Чуть-чуть взяли — вперед к следующему.
От каждого что-то отложится и вы будете круче Фрэнки, Марио и следующего (конечно на своем , местном уровне, а там чем черт не шутит). (Смеётся).
То же самое и для девушек.
У нас в старшей группе NY практически нет изучения связок (и в соло, и в паре). Каждый пытается вырастить себя. Каждый может (даже должен) подойти с видео, которое ему понравилось и посоветоваться с преподом или спросить что-то ему непонятное. Или наоборот — преподаватель ставит видео и дает всем его разобрать индивидуально.
Старшая группа — это уже творчество, без которого нет роста.
— Есть ли ещё какие-то методы обучения, которые Вы сами для себя использовали?
Сергей: Хм, в танцах используется все, что мы делаем в повседневной жизни, да и любое дело в жизни можно использовать как упражнение. Стоишь на остановке в ожидании транспорта — можно отрабатывать равновесие на одной ноге. Пока ходишь — нарабатывать корпусное движение. Гуляешь с кем-то за руку — вот тебе и взаимодействие в паре. (Смеётся).
Много чего можно сделать, главное — не останавливаться в обучении. Ведь без развития будет только регресс.
Марина: Общие, занятия, мастер-классы, индивы. Что еще? Общие занятия для всех по пластике тела, по танцевальности, иногда с выучиванием определенных кусков постановок, какие-то теоретические занятия, но это больше по истории танца, музыки, ритмике. Вот в принципе и все.
Алексей: Для наработки комбинаторики я работал по принципу «стоп–шахматы». Партнер или партнёрша в любой момент говорит: «Стоп». Пара останавливается и прорабатывают всё многообразие комбинаций из этой точки, исходя из комфортности положения суставов (фигур) и подвижности (траектории движения фигур). И разыгрываются этюды: «Я – так, а я тогда вот так».
Читайте также:
Ученик должен? ( педагогические аспекты сальсы)
Марина и Геннадий Ванюшины: «Сейчас в соушл происходит некоторая подмена понятий…»