Анастасия Кулагина собрала несколько фактов о танце.
Самое основное,
что Вам надо запомнить:
меренгА – это вот
Кстати, название пирожного по-французски пишется meringue, но суровые испанцы произносят так же, как танец.
и он – меренгЕ.
У меренге есть корни в Венесуэле и на Гаити, однако основной его родиной считается Доминиканская республика.
История
Первые упоминания о «меренге» как музыкальном жанре относятся к середине XIX века. По одной из версий, «меренге» напрямую происходит от популярной в то время кубинской мелодии и танца «Upa habanera». Часть этого танца как раз и называлась «el merengue». По другой версии, меренге прозвучала как триумфальная мелодия после битвы при Talanquera (Таланкера) в 1844 (кстати, это год основания Доминиканской республики), где доминиканские войска одержали победу над гаитянами.
Есть ещё одна версия, согласно которой первую мелодию меренге написал и исполнил Хуан-Баутиста Альфонсека (Alfonseca, Juan Bautista, 1810—1875), доминиканский композитор, руководитель военных оркестров и автор первого гимна Доминиканской Республики.
История танца
По одной из версий, меренге — это танец рабов собиравших сахарный тростник. Рабы были скованы попарно и двигались в ритм барабана, который сопровождал их работу. Так возникла характерная для танца «хромота».
Другая версия обязана происхождением многочисленным доминиканским революциям. Вся деревня вышла приветствовать некоего хромого генерала. Из уважения все повторяли «хромоту» движений его танца.
По третьей версии, меренге возникла из смеси африканских танцев и французского менуэта, который слуги пытались повторить.
XIX век
Первые меренге еще называли «Perico ripiao» («Рваный попугай»), по названию борделя, где эта музыка исполнялась. Газетные статьи 70-х годов XIX века называли меренге пошлым танцем – тексты песен были весьма вульгарны. По этой причине доминиканская элита долго не принимала это направление. В 1875 году президент Улисес Франсиско Эспайльят (Espaillat, Ulises Francisco) даже ввёл запрет на меренге. Но к тому времени меренге ушло в сельскую местность, особо популярно оно было в регионе Cibao (Сибао) близь города Santiago (Сантьяго). Возможно поэтому Сibao часто считают родиной меренге.
XX век
В начале XX века популярными исполнителями меренге были Франсиско «Ньико» Лора (Francisco «Ñico» Lora), Антонио Абреу (Antonio Abreu). Звучало это так:
Огромную роль в популяризации меренге сыграл диктатор Рафаэль Леонидис Трухильо (Rafael Leonidas Trujillo). В годы его правления с 1930 по 1961 музыка меренге стала национальным символом (Трухильо сам был родом из сельской местности и посчитал что сельский стиль музыки для этого уместен). Очень много песен было написано по его заказу: тексты были политические и восхваляли Трухильо.
С падением диктатуры Трухильо меренге получило творческую свободу. Мелодии стали разнообразней, а тексты ушли от политизированности в сторону повседневных тем.
Структура танца
Первоначально меренге танцевали не в парах, но в общем круге, причём партнёр и партнёрша находились на расстоянии вытянутых рук. Танец состоял из трёх частей:
- Пасео – выход пар под медленную мелодию
- Меренге – основная часть танца, длиной 8-12 тактов
- Халео – завершающая часть танца.
Со временем пасео исчезло из танца. Основная часть увеличилась до 32-48 тактов. В халео добавлялись экзотические ритмы, а затем оно тоже перестало быть частью меренге.
Первоначально различали два типа меренге:
- merengue de salon(Салонное меренге) — мужнина и женщина, обнимая друг друга совершали движения в разные стороны, делали повороты. Партнеры никогда не разделялись
- merengue de figura (Фигурное меренге) — танцующие делали множество движений-украшений, но и в этом случае пары не разделялись.
- Со временем рисунок танца упростился.
На заставке — картина Jose Morillo