Salsa

Сальса (для продвинутых)

Мы решили, что лучше статьи о сальсе могут быть только…две статьи о сальсе. Итак, про то, что мы танцуем, ещё раз и чуть более подробно рассказывает Станислав Швецов при поддержке Антона Щербака.

Неполадки с термином, или просто соус какой-то!

С термином сальса связано много заблуждений и стереотипов. Впервые он появился в Нью-Йорке в 1970-х годах как обозначение музыки, которую писали латиноамериканские музыканты, и закрепился как коммерческий бренд. То есть, несмотря на то, что в основе сальсы лежит кубинская музыка, «сальсой» ее стали называть только в США. Поэтому одни кубинцы говорят что «сальса — это кубинская музыка», другие, что «сальсы на Кубе нет, это американская музыка».

Затем термин становится международно-популярным, он закрепляется не только за музыкальным жанром, но и за танцем. Более того, в танцевальном смысле, сальсой называют сейчас все стили танцев (зачастую совершенно не похожие по технике), которые исполняются под сальсовую музыку.

В музыкальном же смысле сальсой сейчас также называют не только оригинальную сальсу, но и стили музыки, предшествовавшие ей (некоторые стили кубинского сона, американское мамбо 1940х-50х), развивавшиеся после нее (кубинская тимба) и даже стили, не связанные с сальсой (latin jazz, кубатон и т.д.)

По стилям танца принято выделять четыре основных направления сальсы:

— линейная сальса «на раз»

— линейная сальса «на два»

— кубинская сальса

— колумбийская сальса

Линейная сальса «на раз» (salsa on1)

Все фигуры данного стиля строятся вдоль прямой линии (с небольшими отклонениями), отличительная особенность в том, что активная часть (ведение и активный шаг) приходятся на сильную долю мелодии («на раз»). Шаги выполняются на доли музыки «1,2,3»-пауза-«5,6,7» — пауза

Большую популярность приобрел подстиль этой сальсы созданной братьями Васкес — стиль «лос-анджелес». Братьям удалось популяризировать свой стиль так широко, что часто всю линейную сальсу «на раз» называют «Сальса лос-анджелес» или Salsa LA.

Хотя в мире существует множество танцоров так же танцующих сальсу в линию «на раз» при этом по стилю отличающихся от Васкесов.

По музыке танцуется под оригинальную сальсу, но некоторые танцоры исполняют его и под кубинскую тимбу и под мамбо 40-50х годов

Представители: Francisco Vazquez, Luis Vazquez, Johnny Vazquez.

Линейная сальса «на два» (salsa on2, mambo on2, modern mambo)

Стиль, в котором Eddie Torres систематизировал традиции танцевания, существовавшие в Нью-Йорке. Часто весь стиль называют «стилем Эдди Торреса», сам создатель (живущий и преподающий до сих пор) называет его «modern mambo» («современное мамбо») — это связывает его с танцем мамбо? безумно популярным в США 1940-50х годов.

Фигуры танца развиваются вдоль прямой линии (с небольшими отклонениями), отличительная особенность в том, что активная часть (ведение и активный шаг, не первый а именно активный) приходятся на слабую долю мелодии («на два»). При этом, с точки зрения перкуссии, именно эта доля является сильной, то есть в вопросах ритмики шага данный стиль апеллирует к ритмической структуре сальсы больше чем к мелодической. Хотя это довольно примитивное объяснение.

Шаги выполняются на доли музыки «1,2,3»-пауза-«5,6,7» — пауза, но в отличие от сальсы «на раз» выделяются не 1 и 5, а 2 и 6.

По музыке танцуется под: сальсу, мамбо 40-50х, латин джаз, кубинский сон и некоторые композиции кубинской тимбы.

Представители: Eddie Torres, Frankie Martinez, Juan Matos, Adolfo Indacochea, Yamulee, Santo Rico.

Кубинская сальса

И опять ерунда с терминологией

Данный термин вообще неправилен исторически, та как кубинцы, строго говоря, сальсу никогда не играли и не танцевали. Упрощено можно сказать, что традиционная кубинская музыка сон с 30х годов, развилась в сон-монтуно (1940-50), далее в сон-гуарача (1950-60) и далее через различные музыкальные эксперименты кубинских групп — в кубинскую тимбу (1980е). Но бренд «сальса» настолько популярен, что даже сами кубинцы часто называют свою музыку сальсой, ибо в ритмической основе сальсы лежит именно традиционный кубинский сон.

В каком-то смысле сальса (даже если ее играют латиноамериканский группы из США, Венесуэлы, Колумбии и так далее) ближе к традиционной музыке кубинского сона, чем самый современный продукт кубинской музыкальной индустрии — тимба, которая в своем развитии ушла далеко от корней.

То же и с танцем. На кубе существовал танец — сон, который в разных стилистиках и вариациях исполнялся под одноименную музыку. В 1950х годах одним из популярных стилей сона был «касино» (от слова casino — казино, тип развлекательных заведений на Кубе).

После революции в 1959 года многие кубинцы бежали в США, где стали именовать танец не просто «касино», а «сальса касино», чтобы американцам было более понятно, о чем речь. Поэтому слияние слов касино и сальса — это коммерческий ход, а не историческая правда. Но, поскольку даже в таком сочетании не всем было понятно, что  такое «сальса касино», кто-то стал говорить просто «кубинская сальса» или «кубинский стиль».

Как это танцуют

Танец танцуется по сложным круговым траекториям. Первый шаг может выполняться в трех вариантах «на раз» (в сильную долю мелодии), «на два» (в сильную долю перкуссии, то есть, в слабую долю мелодии) и «на три». Последний стиль еще называют танцеванием «в бас». Среди профессиональных кубинских танцоров он считается простонародным и неграмотным, хотя на Кубе весьма распространен.

Цифрами первый вариант можно описать: 1,2,3-пауза-5,6,7-пауза. Второй: 2,3,4-пауза-6,7,8-пауза. Третий 3,4,5 — пауза-7,8,1-пауза.

Сальса XXI века — тимба?

Развитие танца в XXI веке добавило в стиль XX-го много новшеств, стали широко использоваться элементы фольклорных кубинских танцев — румба, мамбо, мозамбик и так далее, стилизованнее движения ритуальных танцев афро-кубинских танцев (афро в сальсе), современных танцев — реггетон, хип-хоп и других.

Кубинская сальса нашего времени сильно отличается от той же сальсы 90-х годов XX века. Сейчас за ней пытается закрепиться термин «тимба», но это еще не общепринято.

Танец исполняется под: быстрый кубинский сон, сальсу, кубинскую тимбу, некоторые композиции мамбо 40х-50х.

Представители: Jorge Camaguey, Alberto Valdes, Yoandy Villaurutia, Rafael Baro, Yoannis Tamayo, Juan Jose Ortiz, Maykel Fonts

Колумбийская сальса

Если три предыдущих стиля, так или иначе, имеют много общего, эта не похожа на них совсем в силу большого влияния колумбийских народных танцев, что полностью изменило работу ног и взаимодействие партнеров. Другое название — Salsa Calena, Salsa Cali. Исполняется под оригинальную сальсу.

Ой, а можно попроще? Можно!

Версия для печати Версия для печати