В работе содержится Дарьи Толстовой сообщение о защите диссертации кандидата психологических наук на тему «Социальные латиноамериканские танцы как средство гармонизации коммуникативной сферы личности» и приведены основные тезисы диссертационного исследования.
Современное положение сальсы в России побуждает нас, активных представителей сальса-сообщества, открывать для себя новые формы взаимодействия друг с другом. Привычные и знакомые нам занятия в школах, семинары, встречи на фестивалях, мастер-классах, круглых столах уже не умещают в себе то, чем становится сальса в России сегодня. Яркий пример тому – конференция, участниками которой мы с вами сегодня стали. И дело не в том, что мы придумываем новые формы общения для себя, а в том, что мы переросли все то, что мы делали до. Формат круглого стола уже не вмещает все то, что накоплено вами.
Хочу обратить отдельное внимание на значимость того, что мы делаем сегодня: количество опубликованного теоретического материала по сальсе а России катастрофически мало. Тут многие из вас захотят со мной поспорить и скажут: «А как же Интернет – читать не перечитать!!» Да, но, к сожалению, тут возникают вопросы авторства, цитирования и, соответственно, использования этой информации. Вклад Первой конференции Препод-Пати – состоит в несомненном развитии самого процесса обмена опытом в этой области знания.
Ну а сейчас собственно к теме: Сальса как наука. Признание научным сообществом. Звучит непривычно, но это так. Термин «сальсология», хотя предпочитаю все-таки «salsology» действительно в июне этого года прозвучал на ученом совете в Российском университет дружбы народов. Термин этот мы встретили в процессе изучения зарубежной литературы. Но обо всем по порядку.
Тема, которую мы начали разрабатывать уже больше трех лет назад, в итоге получила следующую формулировку «Социальные латиноамериканские танцы как средство гармонизации коммуникативной сферы личности». И первой важной задачей был, конечно, поиск и изучение литературы по теме, без этого как мы все пониманием ни о какой научной работе не может быть и речи. И вот какую картину мы увидели.
Феномен социальных танцев, и в частности сальсы, с психологической точки зрения пока еще мало изучен. Зарубежные исследователи концентрируют свое внимание главным образом на музыке сальсы [Berrios-Miranda 2002; Boggs 1992; Rondon 2008; Santos Febres 1997 и др.], роли латиноамериканской культуры и танцев в развлечениях современной молодежи [Delgado, Muсoz 1997; Calvo Ospina 1997], анализируют специфику сальсы как танцевального стиля [Washburne 2002] и др. Тем не менее, в зарубежной литературе встречается даже термин Salsiology [Boggs 1992], обозначающий науку о сальсе; проведены комплексные исследования сальсы как культуры танца и музыки, в которых показано, что она может функционировать и как вид межличностного общения, и как глобальное культурное явление [Pusnik, Sicherl 2010]. Должна сказать, что у этих исследователей из Словении наиболее интересный с точки зрения психологии материал о сальсе. Их статья называется Pusnik M., Sicherl K. Relocating and Personalising Salsa in Slovenia: To Dance is to Communicate // Antropological notebooks 16 (3), 2010. – P. 107-123. Есть только в англоязычном варианте.
В отечественной науке пока не было столь глубоких исследований социальных латиноамериканских танцев. Изучены ритуально-психологические и онтологические вопросы социальных танцев [Лисина 2012], их значимость в системе межкультурной коммуникации [Ткачук 2012], а также отдельные аспекты, связанные с музыкой сальсы [Платонова 2012], лингвистическими особенностями исполнителей латиноамериканских танцев [Сокольская 2011]; в ряде дипломных работ [Габдулхакова 2008; Тювина 2011] описаны некоторые психологические характеристики занимающихся социальными латиноамериканскими танцами.
Для того чтобы получить более актуальную с психологической точки зрения картину, на которую можно опереться в дальнейшем мы провели опрос экспертов. В их число вошли: Геннадий Ванюшин, Алексей Алексенцев, Антон Щербак, Виктор Радзюн и др. Собранный материал стал основой для формулировки гипотез исследования.
- Социальные латиноамериканские танцы (сальса) обладают психологическим потенциалом в сфере творческого развития и самосовершенствования личности. Занятия сальсой позитивно влияют на гармонизацию коммуникативной сферы личности и ведут к положительным сдвигам в образе жизни современной молодежи.
- Молодые люди, увлекающиеся сальсой, отличаются от людей, не имеющих подобного увлечения, более гармоничным развитием и структурой общительности и агрессивности, рассматриваемых с помощью системно-функциональной модели.
- Молодым людям, увлекающимся социальными латиноамериканскими танцами, свойственны более конструктивные стили поведения в конфликте (прежде всего, сотрудничество и компромисс).
- Соотношения общительности, агрессивности и стилей поведения в конфликте имеют психологическую специфику в группах молодых людей, увлекающихся и не увлекающихся сальсой.
Далее выдвинутые гипотезы нуждались в подтверждении, либо опровержении. На первом этапе мы опросили 100 танцоров и 100 нетанцоров Полученные результаты подвергли статистической обработке различными методами — сравнительному, корреляционному, факторному, кластерному анализам. Гипотезы подтвердились.
Затем было проведено повторное исследование (в психологии это называется лонгитюд, то есть изучение одних и тех же испытуемых, по одни и тем же методикам, но с определенным промежутком во времени). Такое исследование помогает увидеть динамику.. Повторно были опрошены небольшие группы и танцоров и нетанцоров. В итоге получили:
результаты лонгитюдного исследования молодых людей, которые увлекаются и не увлекаются социальными латиноамериканскими танцами, дают нам основания утверждать, что под влиянием занятий сальсой:
– происходит гармонизация проявлений общительности как у юношей, так и у девушек, которая заключается в расширении мотивационно-смысловых составляющих общительности и повышении эмоциональной вовлеченности в процесс общения;
– показатели агрессивности изменяются в меньшей степени, особенно у девушек; у юношей же происходит рост рефлексивности агрессивности, связанный с осознанием больших проблем в сдерживании агрессивности;
– танцоры (особенно юноши) учатся выбирать более оптимальные стили поведения в конфликте, прежде всего сотрудничество.
Все сказанное выше в целом подтверждает нашу гипотезу о том, что занятия социальными латиноамериканскими танцами способствуют гармонизации структуры общительности и агрессивности, а также доминированию более оптимальных стилей поведения в конфликте. Необходимо отметить, что в нашей экспериментальной группе (как и в общей выборке танцоров) не было людей, которые только начали заниматься сальсой, что диктовалось требованиями основной части исследования. Проведение лонгитюдного исследования, в котором участвовали бы «новички», на наш взгляд, показало бы более ярко выраженные результаты.
Для более содержательного качественного анализа изменений, произошедших в жизни людей после начала увлечения социальными латиноамериканскими танцами, был проведен опрос танцоров.
На этом этапе в исследовании приняло участие 36 человек (16 мужчин и 20 женщин), в возрасте от 20 до 40 лет (Мвозраста=28,9 лет), стаж занятий сальсой у которых составляет от 1 года до 15 лет (средний стаж – пять с половиной лет).
Для выявления и качественного анализа изменений, связанных с увлечением сальсой, по мнению самих танцоров, нами была разработана анкета относительно социально-демографических данных респондентов. Итоги опроса показали, что самые незначительные изменения происходящие в жизни людей, которые занимаются социальными латиноамериканскими танцами, связаны с кулинарными предпочтениями, а самые значительные – со способами проведения досуга и свободного времени. Изменения, которые происходят в жизни людей, занимающихся социальными латиноамериканскими танцами, сильнее всего касаются коммуникативной сферы и связаны с общением людей друг с другом и с самими собой.
В завершении хочу сказать: мы с вами действительно готовы формировать свою теоретическую основу, писать и публиковать тот теоретический материал, на котором будут учиться остальные, составлять методические пособия