В предлагаемой статье Алексея Кельина работа преподавателя танцев представлена как набор отдельных функций.
Здесь также даются прогнозы долгосрочности существования танцевальных групп на основе функционала преподавателя, а также советы о том, как развить недостающие функциональные стороны. Работа основана на многолетнем опыте работы в разных танцевальных школах Тольятти и Москвы, а также проведении профессиональных тренингов по эффективности.
Введение
Исходная предпосылка 1: цель преподавателя (который часто ещё и организатор) — развить конкретное направление танца в своём городе/стране.
То есть — чтобы максимум людей на максимальное время увлеклись этим танцем.
Исходная предпосылка 2: формат работы преподавателя
Обычно преподаватель танцев:
- обучает (а не показывает шоу-номер или анимацию)
- группу (а не одного человека)
- индивидуумов (которых никто не заставляет приходить)
- танцу (а не шахматам или, например, макраме).
Три главных задачи преподавателя
Если две предыдущие предпосылки — это про вас, то получается, что чтобы вы на своём уровне реализовали Цель, вам нужно, чтобы группа:
- увлеклась (иначе ученикам скучно и найдётся более интересное хобби),
- научилась (иначе ученики расстраиваются оттого, что «нет прогресса»), и
- не разошлась до этого (потому что ни одна группа не живёт вечно).
То есть, три главные задачи преподавателя танцев: Увлечь, Научить и Успеть (далее: «УНУ»).
Фокус внимания преподавателя
Практика показывает («британские учёные доказали»), что качественно реализовать УНУ получается, уделяя внимание четырём аспектам:
- Забота о результатах группы (нужно, чтобы сохранялась общность, синергия, группой — веселее),
- Забота о результатах каждого конкретного ученика
(нужно, чтобы у каждого получалось в соответствии с его индивидуальными особенностями), - В краткосрочной перспективе (важно получать прогресс и радость на каждом занятии), и
- В долгосрочной перспективе (важно видеть прогресс «как было год назад, а как — сегодня»).
Четыре основных роли преподавателя
Соответственно, есть четыре основных роли преподавателя: Пример, Наставник, Ведущий, Методист
Структура этой статьи
Первым делом — проанализировать, чем отличаются Пример, Наставник, Ведущий и Методист:
- Что держат в фокусе внимания.
- Что делают для того, чтобы ученики умели.
- Что делают для того, чтобы ученики увлеклись.
- О чем думают, чтобы ускорить обучение.
Затем — разобраться, что происходит, если каждая роль реализуется:
- мало,
- хорошо
- и мастерски.
И, в результате, — понять, куда и зачем может развиваться преподаватель танцев.
Роль «Пример» (модель, образец для подражания)
- Фокус внимания: сиюминутный результат конкретного танцора.
- Что делает для умения: служит образцом для подражания, копирования.
- Что делает для вовлечения: создаёт у ученика эффект «я тоже хочу, как мой преподаватель!».
- Из какого принципа исходит для скорости: «если хорошо не показать, то объяснять придётся гораздо дольше».
- Действия и навыки:
o всегда показывает движение «в полную силу», даже когда медленно,
o способен показать движение правильно, ярко и наполненно,
o великолепный контроль собственного тела.
Если роль «Пример» развита…
- …до уровня мастерства: ученик по танцу легко опознаётся как ученик этого преподавателя.
- …достаточно хорошо: ученики усваивают правильные вещи, которые преподаватель даже не объяснял вслух.
- …недостаточно: ученики копируют и усваивают неправильную модель (и тоже легко «опознаются»). В результате — потом их приходится переучивать другим преподавателям.
Роль «Наставник» (личный инструктор)
- Фокус внимания: долгосрочный результат конкретного танцора.
- Что делает для умения: учитывает личные особенности, формирует программу индивидуального обучения для конкретного человека, находит способы объяснить так, чтобы именно этот человек понял.
- Что делает для вовлечения: не человека затачивает под танец, а танец надевает на человека, даёт возможность раскрыть индивидуальный стиль в танце.
- Из какого принципа исходит для скорости: «если не учитывать личные особенности ученика — уйдёт гораздо больше времени чтобы его научить».
- Действия и навыки:
o ходит и уделяет личное внимание каждому во время отработки,
o видит, где именно у конкретного ученика не получается и почему,
o даёт точные подсказки «что делать не в целом, а именно тебе»,
Если роль «Наставник» развита…
- …до уровня мастерства: в танце ученика видны и лёгкость, и — «своя манера».
- …достаточно хорошо: ученик танцует естественно, не тратя силы на борьбу с собой.
- …недостаточно: ученик танцует «против себя», тщетно пытаясь примерить неудобную для его тела модель. В результате — танцует неестественно и без удовольствия.
Роль «Ведущий» (тамада, лидер)
- Фокус внимания: краткосрочные результаты группы.
- Что делает для умения: Управляет вниманием и состоянием группы, проводит группу через опыт к умению, сиюминутно реагирует-утилизирует- корректирует.
- Что делает для вовлечения: не даёт группе отвлекаться и распыляться, обеспечивает ресурсное состояние для получения опыта.
- Из какого принципа исходит для скорости: «если группа в правильном состоянии и не отвлекается — то за время занятия можно продвинуться гораздо дальше».
- Действия и навыки:
o наблюдателен и внимателен к состоянию группы и её прогрессу,
o видит, где «тормозит» или наоборот «уже всё взяла» вся группа,
o держит внимание, управляет групповой динамикой.
Если роль «Ведущий» развита…
- …до уровня мастерства: ученики не просто сами научились, но и активно приводят друзей, рекомендуют группу и преподавателя: «там здорово!».
- …достаточно хорошо: группа получает удовольствие от занятий, лояльна преподавателю, не сопротивляется попусту.
- …недостаточно: группа неконтролируема, «терпит» занятия и преподавателя ради танцев. В результате — люди не увлекаются, охладевают к процессу обучения, и, заодно, — к танцу.
Роль «Методист» (стратег, разработчик)
- Фокус внимания: долгосрочные результаты группы.
- Что делает для умения: Продумывает программу занятий, планирует и устанавливает правила групповой работы, следит за степенью достижения группой долгосрочных результатов.
- Что делает для вовлечения: обеспечивает группе заметный, наблюдаемый долгосрочный прогресс. Ученики видят логику в занятиях.
- Из какого принципа исходит для скорости: «лучше сейчас час потерять, зато потом за пять минут долететь».
- Действия и навыки:
o Способен спроектировать оптимальный вариант донесения темы.
o Ведёт учёт и анализ результативности, для дальнейшей оптимизации стратегии
o Разрабатывает с нуля и совершенствует методики преподавания (лучше чем у других).
Если роль «Методист» развита…
- …до уровня мастерства: за один и тот же временной период занятий ученики показывают заметно более высокий уровень, чем у менее методичных преподавателей.
- …достаточно хорошо: группа видит внятный прогресс и уверена в будущей перспективе.
- …недостаточно: группа учится «вопреки» преподавателю: кто-то «берёт сам», а кто-то так и не научается. В результате — нет
внятного общегруппового и, главное, системного результата.
Как определить текущий уровень
Четыре роли — четыре буквы
Для простоты обозначения можно взять три степени мастерства («мастерски», «достаточно хорошо» и «недостаточно») и обозначить, соответственно, тремя вариантами: заглавной буквой, строчной буквой и прочерком.
Например: некий преподаватель — мастерски Пример, нормально Методист и Наставник, слабо — Ведущий. Получается акроним Пн–м.
Если рассмотреть крайние варианты — получается:
- Пнвм — «вменяемый латиноамериканец: ярко показывает, и в остальном адекватен (за редкими исключениями, у «тамошних» полная катастрофа с ролью Методиста)».
- пНвм — «хороший инструктор на индивидуальные занятия».
- пнВм — «харизматичный преподаватель, на занятиях жжёт».
- пнвМ — «немного зануда, но у него точно все научаются и быстро».
Разумеется, вариации могут быть самые разные, диагностируйте себя.
Не сумма, но произведение
Логика подсказывает: чтобы преподаватель успешно реализовал Цель УНУ (группа увлеклась, научилась и не развалилась до этого) — нужны все четыре роли как минимум в достаточной степени.
Потому что жизнь показывает, что ПНВМ — это не сумма. Это произведение.
Если где-то ноль или меньше единицы – этот недостаток практически невозможно скомпенсировать другими ролями.
Математика очень примерная, но если взять мастерский уровень за, например, тройку, нормальный уровень — за единицу, а прочерк — за 0,5, то получается:
- пнВ–
1 х 1 х 3 х 0,5 = 1,5 (хороший тамада, но плохой методист: группа достаточно скоро развалится). - Пн––
3 х 1 х 0,5 х 0,5 = 0,75 (типичный ярко танцующий «кубинец» без опыта преподавания: группа точно и быстро развалится). - пНвМ
1 х 3 х 1 х 3 = 9 (сильный преподаватель, группа долго не развалится).
Развитие ролей
На уровне здравого смысла есть три варианта:
- развивать недостающие (как минимум из «недостаточно» в «достаточно хорошо».
- кем-то компенсировать недостаточно развитые роли (например партнёр пНВм и партнёрша Пн–М будут великолепно дополнять друг друга и группа будет с ними успешна долго).
- усиливать свои мастерские роли (делать свою сильную роль своей преподавательской «фишкой»).
Как можно развивать роль «Пример»
Учиться танцевать и двигаться самому (спасибо, Кэп):
- Самому искать хорошие примеры и учиться у них, «напитываться правильной моделью».
- Тренироваться в своём основном танце.
- Практиковать разные стили танца (из сальсы попробовать линди) и околотанцевальные направления (афро для сальсы, например).
- Записывать своё танцевание на видео и анализировать свою манеру.
- Делать свои сольные шоу-номера, бросать себе танцевальный вызов.
Как можно развивать роль «Наставник»
Разбираться в анатомии и принципах движения тела, (а не только в танцевальных движениях):
- Смотреть и запоминать, как Мастера-Наставники объясняют на индивидуалках.
- Посещать в первую очередь мастер-классы, где объясняются танцевально-двигательные закономерности и устройство тела.
- Развивать наблюдательность, навык «видеть, из-за чего у этого ученика не получается».
- Самому изучать новые для себя танцевальные направления (ради состояния «у меня не получается»).
- Давать индивидуалки, всё более успешно.
Как можно развивать роль «Ведущий»
Стремиться вести разные мероприятия, набирать разный опыт ведения групп людей:
- Учиться управлять групповой динамикой у разных традиций (тренинги, лекции, анимации и т.п.)
- Самому участвовать в разных мероприятиях и анализировать «что бы я тут сделал по-другому».
- Вести самые разнообразные мероприятия и анализировать их «что было хорошо, что можно было сделать лучше».
- Вести короткие мастер-классы для нетанцующей аудитории (корпоративы, например), чтобы уметь работать с разными степенями лояльности публики.
- Писать сценарии и продумывать фишечки для мероприятий/событий.
Как можно развивать роль «Методист»
Учиться методике преподавания:
- Взять чью-нибудь дельную методику и всё дисциплинированно сделать по ней, чтобы увидеть долгосрочный результат.
- Ставить чёткие и измеримые (по SMART[1]) цели на конкретные занятия и серии занятий.
- Учиться и консультироваться у Мастеров-Методистов.
- Начать писать, пробовать и анализировать свои методики: сначала на покрытие короткой темы (2–3 занятия), потом всё объёмнее и объёмнее.
- Писать конспекты своей методики и выставлять её на обсуждение с коллегами («защищать проект»).
- Вести статистику результативности примененных методик, с чёткими критериями измерения.
Что теперь имеет смысл сделать
Если вы преподаватель — то по мотивам этой статьи вы можете:
- Определить свой текущий уровень ( – / п / П ) по всем четырём ролям.
- Поставить цели своего развития:
a)Ликвидировать прочерки.
b)Найти, чем и как компенсировать нынешние слабые стороны.
c)Развить сильные стороны.
- Спланировать развитие выбранных ролей.
- Приступить к реализации плана!
И помните: Non progredi est regredi[2]
[1] Цель должна быть:
S — specific, конкретная («что и каким образом я хочу»),
M — measurable, измеримая («чем я измерю достиг я цель или нет»),
A — achievable, достижимая («всё ли нужное у меня есть для её достижения?»),
R — relevant, важная («для какой большей цели мне нужно достичь эту?»),
T — time-bound, со сроками («в какие сроки мне нужно её достичь?»).
Вольный перевод автора.