Новости партнеров

Мастерство преподавателя танцев: ПНВМ-модель

В предлагаемой статье Алексея Кельина работа преподавателя танцев представлена как набор отдельных функций.

Здесь также даются прогнозы долгосрочности существования танцевальных групп на основе функционала преподавателя, а также советы о том, как развить недостающие функциональные стороны. Работа основана на многолетнем опыте работы в разных танцевальных школах Тольятти и Москвы, а также проведении профессиональных тренингов по эффективности.

Введение

Исходная предпосылка 1: цель преподавателя (который часто ещё и организатор) — развить конкретное направление танца в своём городе/стране.

То есть — чтобы максимум людей на максимальное время увлеклись этим танцем.

Исходная предпосылка 2: формат работы преподавателя

Обычно преподаватель танцев:

  1. обучает (а не показывает шоу-номер или анимацию)
  2. группу (а не одного человека)
  3. индивидуумов (которых никто не заставляет приходить)
  4. танцу (а не шахматам или, например, макраме).

Три главных задачи преподавателя

Если две предыдущие предпосылки — это про вас, то получается, что чтобы вы на своём уровне реализовали Цель, вам нужно, чтобы группа:

  • увлеклась (иначе ученикам скучно и найдётся более интересное хобби),
  • научилась (иначе ученики расстраиваются оттого, что «нет прогресса»), и
  • не разошлась до этого (потому что ни одна группа не живёт вечно).

То есть, три главные задачи преподавателя танцев: Увлечь, Научить и Успеть (далее: «УНУ»).

Фокус внимания преподавателя

Практика показывает («британские учёные доказали»), что качественно реализовать УНУ получается, уделяя внимание четырём аспектам:

  • Забота о результатах группы (нужно, чтобы сохранялась общность, синергия, группой — веселее),
  • Забота о результатах каждого конкретного ученика
    (нужно, чтобы у каждого получалось в соответствии с его индивидуальными особенностями),
  • В краткосрочной перспективе (важно получать прогресс и радость на каждом занятии), и
  • В долгосрочной перспективе (важно видеть прогресс «как было год назад, а как — сегодня»).

Четыре основных роли преподавателя

Соответственно, есть четыре основных роли преподавателя: Пример, Наставник, Ведущий, Методист

Kelin

 

 

Структура этой статьи

Первым делом ­— проанализировать, чем отличаются Пример, Наставник, Ведущий и Методист:

  • Что держат в фокусе внимания.
  • Что делают для того, чтобы ученики умели.
  • Что делают для того, чтобы ученики увлеклись.
  • О чем думают, чтобы ускорить обучение.

Затем — разобраться, что происходит, если каждая роль реализуется:

  • мало,
  • хорошо
  • и мастерски.

И, в результате, — понять, куда и зачем может развиваться преподаватель танцев.

Роль «Пример» (модель, образец для подражания)

 

  • Фокус внимания: сиюминутный результат конкретного танцора.
  • Что делает для умения: служит образцом для подражания, копирования.
  • Что делает для вовлечения: создаёт у ученика эффект «я тоже хочу, как мой преподаватель!».
  • Из какого принципа исходит для скорости: «если хорошо не показать, то объяснять придётся гораздо дольше».
  • Действия и навыки:

o              всегда показывает движение «в полную силу», даже когда медленно,

o              способен показать движение правильно, ярко и наполненно,

o              великолепный контроль собственного тела.

Если роль «Пример» развита…

  • …до уровня мастерства: ученик по танцу легко опознаётся как ученик этого преподавателя.
  • …достаточно хорошо: ученики усваивают правильные вещи, которые преподаватель даже не объяснял вслух.
  • …недостаточно: ученики копируют и усваивают неправильную модель (и тоже легко «опознаются»). В результате — потом их приходится переучивать другим преподавателям.
    Kelin6

Роль «Наставник» (личный инструктор)

 

  • Фокус внимания: долгосрочный результат конкретного танцора.
  • Что делает для умения: учитывает личные особенности, формирует программу индивидуального обучения для конкретного человека, находит способы объяснить так, чтобы именно этот человек понял.
  • Что делает для вовлечения: не человека затачивает под танец, а танец надевает на человека, даёт возможность раскрыть индивидуальный стиль в танце.
  • Из какого принципа исходит для скорости: «если не учитывать личные особенности ученика — уйдёт гораздо больше времени чтобы его научить».
  • Действия и навыки:

o              ходит и уделяет личное внимание каждому во время отработки,

o              видит, где именно у конкретного ученика не получается и почему,

o              даёт точные подсказки «что делать не в целом, а именно тебе»,

Если роль «Наставник» развита…

  • …до уровня мастерства: в танце ученика видны и лёгкость, и — «своя манера».
  • …достаточно хорошо: ученик танцует естественно, не тратя силы на борьбу с собой.
  • …недостаточно: ученик танцует «против себя», тщетно пытаясь примерить неудобную для его тела модель. В результате — танцует неестественно и без удовольствия.

Роль «Ведущий» (тамада, лидер)

 

  • Фокус внимания: краткосрочные результаты группы.
  • Что делает для умения: Управляет вниманием и состоянием группы, проводит группу через опыт к умению, сиюминутно реагирует-утилизирует- корректирует.
  • Что делает для вовлечения: не даёт группе отвлекаться и распыляться, обеспечивает ресурсное состояние для получения опыта.
  • Из какого принципа исходит для скорости: «если группа в правильном состоянии и не отвлекается — то за время занятия можно продвинуться гораздо дальше».
  • Действия и навыки:

o              наблюдателен и внимателен к состоянию группы и её прогрессу,

o              видит, где «тормозит» или наоборот «уже всё взяла» вся группа,

o              держит внимание, управляет групповой динамикой.

Если роль «Ведущий» развита…

  • …до уровня мастерства: ученики не просто сами научились, но и активно приводят друзей, рекомендуют группу и преподавателя: «там здорово!».
  • …достаточно хорошо: группа получает удовольствие от занятий, лояльна преподавателю, не сопротивляется попусту.
  • …недостаточно: группа неконтролируема, «терпит» занятия и преподавателя ради танцев. В результате — люди не увлекаются, охладевают к процессу обучения, и, заодно, — к танцу.

Kelin5

Роль «Методист» (стратег, разработчик)

 

  • Фокус внимания: долгосрочные результаты группы.
  • Что делает для умения: Продумывает программу занятий, планирует и устанавливает правила групповой работы, следит за степенью достижения группой долгосрочных результатов.
  • Что делает для вовлечения: обеспечивает группе заметный, наблюдаемый долгосрочный прогресс. Ученики видят логику в занятиях.
  • Из какого принципа исходит для скорости: «лучше сейчас час потерять, зато потом за пять минут долететь».
  • Действия и навыки:

o              Способен спроектировать оптимальный вариант донесения темы.

o              Ведёт учёт и анализ результативности, для дальнейшей оптимизации стратегии

o              Разрабатывает с нуля и совершенствует методики преподавания (лучше чем у других).

Если роль «Методист» развита…

  • …до уровня мастерства: за один и тот же временной период занятий ученики показывают заметно более высокий уровень, чем у менее методичных преподавателей.
  • …достаточно хорошо: группа видит внятный прогресс и уверена в будущей перспективе.
  • …недостаточно: группа учится «вопреки» преподавателю: кто-то «берёт сам», а кто-то так и не научается. В результате — нет
    внятного общегруппового и, главное, системного результата.

Kelin11

 

Как определить текущий уровень

Четыре роли — четыре буквы

Для простоты обозначения можно взять три степени мастерства («мастерски», «достаточно хорошо» и «недостаточно») и обозначить, соответственно, тремя вариантами: заглавной буквой, строчной буквой и прочерком.

Например: некий преподаватель — мастерски Пример, нормально Методист и Наставник, слабо — Ведущий. Получается акроним Пн–м.

Если рассмотреть крайние варианты — получается:

  • Пнвм ­— «вменяемый латиноамериканец: ярко показывает, и в остальном адекватен (за редкими исключениями, у «тамошних» полная катастрофа с ролью Методиста)».
  • пНвм — «хороший инструктор на индивидуальные занятия».
  • пнВм — «харизматичный преподаватель, на занятиях жжёт».
  • пнвМ — «немного зануда, но у него точно все научаются и быстро».

Разумеется, вариации могут быть самые разные, диагностируйте себя.

Не сумма, но произведение

Логика подсказывает: чтобы преподаватель успешно реализовал Цель УНУ (группа увлеклась, научилась и не развалилась до этого) — нужны все четыре роли как минимум в достаточной степени.

Потому что жизнь показывает, что ПНВМ — это не сумма. Это произведение.

 Если где-то ноль или меньше единицы – этот недостаток практически невозможно скомпенсировать другими ролями.

Математика очень примерная, но если взять мастерский уровень за, например, тройку, нормальный уровень — за единицу, а прочерк — за 0,5, то получается:

  • пнВ–
    1 х 1 х 3 х 0,5 = 1,5 (хороший тамада, но плохой методист: группа достаточно скоро развалится).
  • Пн––
    3 х 1 х 0,5 х 0,5 = 0,75 (типичный ярко танцующий «кубинец» без опыта преподавания: группа точно и быстро развалится).
  • пНвМ
    1 х 3 х 1 х 3 = 9 (сильный преподаватель, группа долго не развалится).

Kelin4

Развитие ролей

На уровне здравого смысла есть три варианта:

  • развивать недостающие (как минимум из «недостаточно» в «достаточно хорошо».
  • кем-то компенсировать недостаточно развитые роли (например партнёр пНВм и партнёрша Пн–М будут великолепно дополнять друг друга и группа будет с ними успешна долго).
  • усиливать свои мастерские роли (делать свою сильную роль своей преподавательской «фишкой»).

Как можно развивать роль «Пример»

Учиться танцевать и двигаться самому (спасибо, Кэп):

  • Самому искать хорошие примеры и учиться у них, «напитываться правильной моделью».
  • Тренироваться в своём основном танце.
  • Практиковать разные стили танца (из сальсы попробовать линди) и околотанцевальные направления (афро для сальсы, например).
  • Записывать своё танцевание на видео и анализировать свою манеру.
  • Делать свои сольные шоу-номера, бросать себе танцевальный вызов.

Как можно развивать роль «Наставник»

Разбираться в анатомии и принципах движения тела, (а не только в танцевальных движениях):

  • Смотреть и запоминать, как Мастера-Наставники объясняют на индивидуалках.
  • Посещать в первую очередь мастер-классы, где объясняются танцевально-двигательные закономерности и устройство тела.
  • Развивать наблюдательность, навык «видеть, из-за чего у этого ученика не получается».
  • Самому изучать новые для себя танцевальные направления (ради состояния «у меня не получается»).
  • Давать индивидуалки, всё более успешно.

Как можно развивать роль «Ведущий»

Стремиться вести разные мероприятия, набирать разный опыт ведения групп людей:

  • Учиться управлять групповой динамикой у разных традиций (тренинги, лекции, анимации и т.п.)
  • Самому участвовать в разных мероприятиях и анализировать «что бы я тут сделал по-другому».
  • Вести самые разнообразные мероприятия и анализировать их «что было хорошо, что можно было сделать лучше».
  • Вести короткие мастер-классы для нетанцующей аудитории (корпоративы, например), чтобы уметь работать с разными степенями лояльности публики.
  • Писать сценарии и продумывать фишечки для мероприятий/событий.

Как можно развивать роль «Методист»

Учиться методике преподавания:

  • Взять чью-нибудь дельную методику и всё дисциплинированно сделать по ней, чтобы увидеть долгосрочный результат.
  • Ставить чёткие и измеримые (по SMART[1]) цели на конкретные занятия и серии занятий.
  • Учиться и консультироваться у Мастеров-Методистов.
  • Начать писать, пробовать и анализировать свои методики: сначала на покрытие короткой темы (2–3 занятия), потом всё объёмнее и объёмнее.
  • Писать конспекты своей методики и выставлять её на обсуждение с коллегами («защищать проект»).
  • Вести статистику результативности примененных методик, с чёткими критериями измерения.

Что теперь имеет смысл сделать

Если вы преподаватель — то по мотивам этой статьи вы можете:

  • Определить свой текущий уровень ( – / п / П ) по всем четырём ролям.
  • Поставить цели своего развития:

a)Ликвидировать прочерки.

b)Найти, чем и как компенсировать нынешние слабые стороны.

c)Развить сильные стороны.

  • Спланировать развитие выбранных ролей.
  • Приступить к реализации плана!

 

И помните: Non progredi est regredi[2]

 

[1] Цель должна быть:
S —  specific, конкретная («что и каким образом я хочу»),
M — measurable, измеримая («чем я измерю достиг я цель или нет»),
A — achievable, достижимая («всё ли нужное у меня есть для её достижения?»),
R — relevant, важная («для какой большей цели мне нужно достичь эту?»),
T — time-bound, со сроками («в какие сроки мне нужно её достичь?»).
Вольный перевод автора.

[2] Если ты не развиваешься, ты деградируешь.

Автор: Daria

Авторское право © 2024 Salsa Union - Сальса Юнион | Дизайн ThemesDNA.com
top Яндекс.Метрика