В работе Антона Щербака исследован вопрос, какое место занимают шоу-постановки в бытовании социальной сальсы, какие возможности открывает шоу перед постановщиками и участниками номеров.
Здесь также изложены советы, как поставить и как продвигать шоу, каких ошибок избегать в постановке и как хорошо зарекомендовать себя на европейских сальса-фестивалях. Работа основана на многолетнем опыте постановок и выездов московской школы «2mambo».
Вступление
Прежде, чем приступить к основной теме, несколько слов, собственно, о её праве на существование.
Казалось бы, генетически сальса – это социальный танец, основанный на спонтанном взаимодействии внутри пары. Так что ему должно быть чуждо стремление к какой-либо сценичности и танцевании «на публику».
Вместе с тем, все социальные танцы имеют также и культуру постановки шоу-номеров, которые позволяют продвинутым танцорам реализовать на сцене идеи, неприменимые на обычном танцполе, продвинуть своё видение танца, да и банально заработать денег.
Сальса – не исключение. Одной из форм её развития в последние пятнадцать лет стали сальса-фестивали, помимо мастер-классов и вечеринок предлагающие публике шоу-программы разной степени насыщенности.
Первый сальса-фестиваль, если верить Википедии, прошёл относительно недавно – в 1997 году – в Пуэрто-Рико. А с 1999 по 2002 All Stars Entertainment Company и Bacardi собрали труппу сильных танцоров и возили их по миру (обе Америки, Европа, Австралия, Япония, Индия) с туром под вывеской Congreso Mundial de la Salsa.
Итак, несмотря на несколько исключений, на сегодняшний день для сальса-фестиваля наличие шоу является стандартом de facto. На сцену выходят приглашённые звёзды и молодые активные команды. А «рядовые» участники смотрят из зала, наслаждаются зрелищем (если шоу хорошее) и тоже хотят на сцену (если достаточно амбициозны).
Далее сосредоточимся на постановке шоу в сальса-школе:
— что это даёт участникам и как мотивировать людей?
-как ставить?
— где показывать?
— и т.д.
Мотивация
На начальном этапе:
— возможность «испытать себя» на сцене;
— попробовать что-то новое, если обычные занятия несколько приелись;
— как правило, более сложные элементы;
— увеличение активного «словаря»;
— проработка и «чистка» схемы;
— улучшение техники исполнения;
— наработка навыков работы в команде;
— получение навыков танцевания formation;
-рост репутации как танцора:
— участие в локальных конкурсах;
— представление своего коллектива перед внешней аудиторией.
На перспективу:
-большая степень вовлечения при поездках на фестивали;
-бесплатные пассы/ материальные бонусы;
-знакомство с другими артистами, включая международных инструкторов;
-освоение других жанров (свинг, фанк, свой вариант), трюки;
— дальнейший рост репутации;
-представление России на международных фестивалях;
-побочный заработок на не-сальсовых мероприятиях (корпоративы, свадьбы).
Подготовка
Хореография:
— старайтесь ставить номер на вырост (что психологи и педагоги называют «зоной ближайшего развития»), чтобы в процессе работы над ним участники развивались не только командную работу, но и росли в индивидуальном плане;
— начинайте с чистых жанров. Делать вставки из других направлений имеет смысл после того как вы «набьёте руку» на более простых вещах;
— уделите максимум внимания музыкальности: хореография должна подчеркивать все музыкальные акценты. При этом не должно быть активных движений и, тем более, трюков, не подкрепленных музыкой.
Добавлять ли сюжет?
Можно, но только если он оправдан и прослеживается через весь номер: вариант «выходят пираты, скидывают треуголки и три минуты танцуют бачату» выглядит не слишком мотивированно.
Если хотите добавить сюжет, проверьте на знакомых интересен ли он. Лучше отсутствие истории, чем банальщина, и лучше сильная хореография без сюжета, чем сложная история со слабой хореографией.
Чужая хореография
На ранних этапах не бойтесь копировать. Это нормальная стадия развития артиста.
Возьмите известный шоу-номер, который вам нравится и выглядит доступным для освоения, и повторите его. Как правило, это полезно как для проработки техники, так и для освоения групповых перемещений.
Единственное: не рекомендуется активно ездить с ним по крупным фестивалям. Лучше ограничить географию своим и соседними регионами. И, конечно не надо скрывать, что это копия.
Но не увлекайтесь: двух копий будет более, чем достаточно.
Музыка
Не утомляйте зрителя: две с половиной-три минуты будет вполне достаточно. Длиннее есть смысл делать, только если вы ставите какой-то сложный и интересный сюжет.
Проверка на небанальность: не ставьте шоу под музыку, если под нее есть очень много номеров. Сальса — это огромный пласт музыки, заройтесь в него поглубже. Мир проживет без еще одной постановки под La Pantera Mambo.
Проверка на уникальность: поищите на YouTube и опросите знакомых, есть ли вообще номера под выбранную песню. Если нет – отлично, если есть один-два — нормально.
Проверка на уровень: если под эту песню уже ставили шоу подумайте, выдержит ли ваша версия сравнение с более ранним вариантом.
В случаях с «Welcome to the party» и Frankie Martinez или «Via» и Santo Rico, тема закрыта, как представляется, навсегда.
Тренировки
Минимум два раза в неделю; ближе к выступлению — интенсивнее.
Не забывайте регулярно прогонять номер без зеркала. На сцене его не будет, а от привычки избавляться нелегко.
Устраивайте прогоны по одной паре, когда остальные смотрят. Для танцующей пары это — тренировка танца на публику и без «подсказок» от соседей, для тренера -возможность посмотреть на пару, не отвлекаясь на остальных. Для наблюдающих — возможность заметить чужие ошибки и исправить их у себя.
Продвижение
Сделать первый шаг
Итак, нам удалось заинтересовать людей и поставить с ними номер. Теперь его надо где-то показать.
Начинать стоит с внутри-школьных и городских мероприятий.
Участникам надо привыкнуть к нахождению на сцене, к костюмам, обкатать схему.
Также там можно записать видео, которое понадобится, если вы будете предлагать своё шоу фестивалям.
Дальше имеет смысл предложить свой номер российским фестивалям среднего размера, учитывая даты проведения и удобство путешествия, и выставить его на конкурсы шоу-номеров в рамках «Salsa night awards» в Москве и «White Nights» в Cанкт-Петербурге. [1]
После первых выступлений очень полезно провести анализ? желательно привлекая «старших товарищей», учесть ошибки.
Отталкиваясь от этого, ставить новый номер, растить опыт, повышать качество шоу и количество знакомств по стране и за ее пределами и идти дальше.
На следующем этапе рекомендуется налаживать контакты с городами Ближнего Зарубежья — пробиваться на сцены Киева, Минска, Риги и так далее.
Параллельно практически необходимо начать ездить хотя бы с частью коллектива на крупные конгрессы наподобие Берлина или Варшавы. Брать уроки, смотреть, кто оказывается там на сцене, и знакомится с организаторами.
По мере обрастания знакомыми в Европе и повышения уровня постановок можно начинать договариваться об участии в шоу-программах. На некрупных фестивалях — сразу в вечерней части, на крупных — в программах для молодых команд наподобие Stargate shows в Берлине.
Дальше же все зависит от качества ваших шоу, способностей общаться и, что немаловажно, таланту привозить с собой учеников и знакомых — ведь организаторам надо продавать фулл-пассы.
Обо всем понемногу
Несколько простых правил, как понравиться организаторам и зрителям
Прогоны редко проходят по расписанию. Шоу почти никогда не проходят по расписанию. Но ваша команда должно быть на позиции четко по графику. Всегда.
Подготовьте для диджея CD с одним-единственным треком вашего выступления и одной-единственной надписью на нем: названием вашего коллектива. Имейте два экземпляра.
Если на прогоне у вас есть возможность пообщаться с мастером по свету, сделайте это. Убедитесь что его чувство прекрасного совпадает с вашим.
Выходя на сцену любите свою музыку и хореографию и получайте удовольствие от танца. Зрители это почувствуют.
Пара слов о буткэмпах
В целом это очень интересный и полезный опыт, если помнить следующее:
-обращайте внимание на длительность — полтора дня слишком мало для серьезной работы;
— посмотрите на результаты предыдущих буткэмпов этих хореографов. Ставят ли они просто синхрон или уделяют внимание перестроениям и групповой динамике;
— в процессе стремитесь не только выучить хореографию. Смотрите, как постановщики работают с участниками, делайте для себя «пометки на полях»;
— знакомьтесь с другими участниками. Как правило, это активные люди и сильные танцоры.