Новости партнеров

История сальсы. Английская версия. Часть девятая.

Сальса в Великобритании

Современную британскую сальсу Loo Yeo, по большей части, ругает. А я читаю и думаю: «Это точно про Великобританию? Уж больно как-то знакомо всё.

Британцы не чужды латиноамериканских танцев. Чтобы утолить их голод общения с паркетом, со времён эпохи мамбо и ча-ча-ча здесь развилась целая преподавательская индустрия. Но сальса, такой, как мы её знаем, высадилась на этих берегах в 1976 в виде турне Fania All Stars, вместе со множеством кубинских групп, включая Irakere, которые играли джазовом клубе Ронни Скотта во времена его подъёма в начале 1980-х.

Ronnie Scott Club - знаменитый джазовый клуб в лондонском Сохо
Ronnie Scott Club — знаменитый джазовый клуб в лондонском Сохо

Латиноамериканцы

Чилийцы прибыли в Британию в поисках убежища от Аугусто Пиночета и привезли с собой любовь к колумбийской кумбии.

Кубинцы по дороге в СССР прыгали из самолёта во время пересадки в Ирландии, прося политического убежища. И по крайней мере на первых порах они селились, в Западной Англии в таких городах как Манчестер.

Колумбийцы прибывали, главным образом, в Лондон – в качестве экономических мигрантов в ранние 1980-е, когда иммиграционные правила были смягчены, чтобы восполнить нехватку рабочей силы в сфере услуг.

К тому времени, как широкая общественность  постепенно начала осознавать наличие сальсы как явления, уже сформировались два отдельных танцевальных сообщества – кубинское и колумбийское.

Сальса-движение постепенно росло, соответственно увеличивался и спрос на уроки, заставляя обе группы бороться за господство на рынке.

UKA -The United Kingdom Alliance of Professional Teachers of Dancing and Kindred ArtsОфициальный логотип UKA. Эту же эмблему с пометкой "школа-партнёр" используют все аффилированные Альянсом школы

Официальный логотип UKA. Эту же эмблему с пометкой «школа-партнёр» используют все аффилированные Альянсом школы

(Британский союз профессиональных преподавателей танцев и смежных искусств).

Социальная практика «международных» бальных и латиноамериканских танцев, кодифицированных англичанами, находилась в глубоком упадке. Подобно сальсе в «неурожайные» годы, начиная с твиста, они начали постепенно смещаться из парных в сольные.

Север Англии сталкивался с экономическими трудностями, «Рабочие клубы», некогда бывшие оплотом бальных танцев, посещало всё меньше людей. (Примечание переводчика: «Рабочие клубы» — сеть заведений, основанная в середине XVIII века в промышленных городах, главным образом, на севере Англии. Несмотря на то, что при их организации заявлялись иногда просветительские цели, на деле главная задача этих заведений состояла в том, чтобы обеспечить досуг. Как правило, они состояли из бара и танцевальной комнаты. По выходным там устраивались массовые игры – лото и прочее (позже им на смену пришли телетрансляции). Иногда «Рабочие клубы» частично функционировали как ночные).

9Hugglescote_WorkingMensClub
Один из старейших «рабочих клубов» в Англии — в городке Хагглскотт

Блекпул, столица UKA, где до сих пор базируется штаб-квартира ассоциации, постепенно приобрёл репутацию «логова взяточников», которая стала ассоциироваться со всей деятельностью Альянса.

Несмотря на то, что соревновательная часть бальных танцев продолжала процветать, их высокий уровень (поддерживаемый, в частности, с помощью программ, подобных «Come dancing»), а также традиционные формы представления, делали их труднодоступными для простой публики. (Примечание переводчика: «Come dancing» — шоу-соревнование по бальным танцам, программа-долгожитель BBC. Продержалась в эфире с 1949 по 1998 годы. В 2004 году на смену ей вышло телешоу «Strictly Come Dancing». Его российский аналог – «Танцы со звёздами»).

Альбом, изданный по материалам передачи "Come Dancing". Что характерно - сборник № 75
Альбом, изданный по материалам передачи «Come Dancing». Что характерно — сборник № 75

В конце концов, отказ бального сообщества хоть как-то модернизировать бальные танцы привел к тому, что они стали занятием отчасти маргинальным.

В попытке переломить тенденцию, UKA учредил подразделение клубных танцев и делегировал двоих своих членов, Пола Боттомера и Пола Харриса разрабатывать учебный материал соответственно для аргентинского танго и сальсы.

Разработанные ими учебные планы были настроены на то, чтобы соответствовать учительской культуре  Альянса и давали всем студиям-партнёрам мгновенный доступ к обоим рынкам. Программа по сальсе кодифицировала кубинский стиль и, в свою очередь, была одобрена ведущими кубинскими инструкторами.

Официально мотивы для нововведений, озвученные Альянсом, звучали так:  «Мы должны признать существование заметных танцевальных форм и лиц, которые участвуют в развитии сценического искусства, чтобы обеспечить выполнение стандартов качества преподавания, повысить безопасность и ввести персональное страхование травм».

До сих пор попытки Альянса имели ограниченный успех: некоторое количество инструкторов остались равнодушными к тому, признает ли их Альянс. По сравнению со спортом, система танцевального образования остаётся архаичной, внимание, уделяемое безопасности, здесь невелико и осознание нужности страховки — низким.

Преимущества для учителей

Удостоверение каждого нового признанного Альянсом инструктора действительно во всём Британском Содружестве, границы которого были установлены ещё в колониальную эпоху. Этот аргумент способен обеспечить Альянсу поддержку инструкторов, которые надеются действовать за границами Англии.

Для тех же, кто уже является его членом, Альянс даёт доступ в танцевальные студии, предоставляющие возможность подключиться к мейнстриму преподавательской культуры.

В обоих случаях существует экономический стимул предлагать систему соревнований с медалями, отмечающими уровень мастерства. Доходы при этом распределяются между танцевальной студией, предоставившей место и студентов и органом, предоставившим эксперта.

Общее влияние

Существование общенациональной сети танцевальных студий UKA означает, что сальса и знания о ней теперь доступны даже в тех районах, где нет латиноамериканских общин.

Правда, существует ложка дёгтя в бочке мёда: сальса, преподаваемая в студиях бальных танцев не может быть такой же, как та, что танцуется в клубах. Смешение культур («креолизация»), которое произошло во время формирования сальсы, была сведено на нет адаптацией учебных программ к британской преподавательской культуре.

Поэтому существуют различные претензии к подлинности танца, а также вариации в толковании стандартов и учебных программ – от полезных до практически неприменимых.

Единственная вещь, которую удалось стимулировать UKA – и это всегда было сильной стороной его деятельности – проведение соревнований по сальсе. В свою очередь, турниры превращаются в полезное средство представления общественности новых инструкторов, в силу существующего суждения: кто лучше всех танцует, способен и лучше научить.

Современное состояние сальсы

Сальса в Великобритании развивается, в основном, как социальный танец, то есть рассчитана на внимание партнёра, а не зрителя. Тем не менее, большое внимание уделяется связкам и индивидуальному стилю. Всё это приводит к тому, что средний танцор довольно невнимателен к ритму и, будучи погружен в механику и связки, невыразителен в обыгрывании музыки.

В отличие от основных центров сальсы, латиноамериканские общины в Великобритании относительно невелики и не в состоянии обеспечить ту критическую массу музыкантов, которые могли бы сделать сальсовую продукцию коренным, туземным, привычным для Великобритании звучанием.

Живая музыка здесь звучит сравнительно редко, и это способствует тому, что танцы странно отделены от музыки. Это проявляется в отсутствии акцентов в счёте у инструкторов и отсутствии связи между музыкантами и танцорами на живых концертах. Предпочтение, которое оказывают живой музыке перед записями, крайне невелико.

Обучение сальсе основано, главным образом, на словах, с очень небольшим дополнением из партнёрских навыков, музыки и «ведения-следования».

Нормативы UKA идеально подходят для этого содержания, поскольку касаются, в основном базовых танцевальных фигур. Тем не менее, они едва ли способны передать важность физического воспитания, очень слабо отражая колоссальные сдвиги, которые произошли в этой области. Ещё забавнее то, что рекомендации придают большое значение «кубинскому» стилю, но ловко избегают определения или сравнения его с любым другим.

Долговременный эффект от кодификации сальсы в жёстком тексте рекомендаций UKA, возможно, будет состоять в том, чтобы ускорить транснационализацию этого танца в тех странах, где Альянс представлен, а также поспособствует долговечности сальсы, как это в своё время произошло с ча-ча-ча. Это может оказаться самым большим вкладом Великобритании в сальсу.

В то же время, история повторяется, и та сальса, которую практикуют в UKA, вполне может оказаться запертой во временах до 1998 – года, когда правила были записаны. В это же время мейнстрим сальсы вполне способен будет оказаться совсем в другом. Это так же уже произошло с ча-ча-ча.

История говорит нам, что изменения в социальных танцах, как правило, следуют за изменениями в музыке, а не наоборот. Великобритания – это колония в отношении сальсы, она культурно зависит от основных центров Кубы, Нью-Йорка, Колумбии и даже Лос-Анджелеса. Креолизация, которая постоянно происходит в сальсе как танце и отсутствие специфической национальной идентичности в сальса-музыке не позволяет Британии играть бóльшую роль на мировой сцене.

Перевод Дарьи Менделеевой

 

Автор: Daria

Авторское право © 2024 Salsa Union - Сальса Юнион | Дизайн ThemesDNA.com
top Яндекс.Метрика