Длинные новогодние праздники настраивают на расслабленный лирический лад. Поэтому сегодня мы решили немного отвлечься от сальсы и поговорить о бачате.
Что такое бачата – примитивный повод пообниматься или самостоятельный танец, богатый техникой и музыкальными нюансами? Как воспринимают бачату сальсерос? Кизомба – убийца бачаты или…? Какие существуют стили бачаты?
Обо всём этом рассуждают Андрей Корзун и Алексей Семененко.
-Как началось увлечение бачатой? Кто вы — бачатеро или всё таки сальсеро? По вашему мнению, какое место должна занимать бачата на танцполе и в школах, и каково ее место сейчас?
Андрей: Увлечение бачатой началось одновременно с сальсой. И первое время этот танец был и для меня и в моей школе — дополнительным к сальсе. Со временем это поменялось и бачата стала полноценным танцем наряду с сальсой.
Это было вызвано знакомством с рядом преподавателей, но, в первую очередь, с пониманием музыки, когда стало не хватать движений, чтобы танцевать именно в музыку.
Поэтому, если преподаватель обладает разными знаниями об этом танце — нужно ее преподавать системно, разные стили. Но есть ооочень много нюансов.
Кто я? Сальсеро или Бачатеро? На такой вопрос я не могу ответить. Я люблю танцевать и то, и другое. Преподавать я люблю и то, и другое. Как-то так.
Алексей: Увлечение в том виде, как оно есть сейчас, началось с понимания того кайфа, который не связан со стереотипом «бачата — карибский медляк». Увлечение прогрессировало с открытием новых и новых фишек и с тем, что всё больше теории начало получаться на практике.
Всё-таки, я сальсеро. Уметь бачату и не уметь сальсу — значит прохлаждаться большую часть дискотек. А бачатных дискотек пока еще не придумали, и слава Богу.
Я вижу в бачате повод для переключения на другую моторику и ритмику, в сравнении с которой сальса начинает играть новыми гранями. Бачата — простор для футворка, свобода в паре, дающая обоим танцующим возможность делать то, что хочется, не запариваясь за повороты (особенно актуально для девочек). В школе бачата — отдельный урок, я не даю бачату в сальса-курсе. Однако те, кто учатся танцевать бачату, находят новые ощущения в сальсе, особенно в отношении бёдер и футворка. Особенно девушки.
Сложившаяся у бачаты на постсоветских и европейских танцполах роль «карибского крабового медляка» сужает и обижает этот широкий и свободный доминиканский танец. Как показывает практика, близко и медленно можно танцевать, наряду с бачатой, например, сон, тимбу, ча-ча-ча; взаимное желание прижаться может быть реализовано в любых танцах. Бачата, как повод прижаться, используется бессовестными партнёрами в отношении красивых девушек. И ладно бы, умеючи… Огорчают некоторые моменты, в общем.
—Несколько слов о стилях направлениях настроениях, манерах, существующих в современной бачате. («Бачата вкратце для чайников» с Вашей точки зрения).
Андрей: Бачата — очень разнородный танец. Самое подходящее слово — разномузыкальный. А разная музыка должна провоцировать разный стиль танцевания, чтобы оно было гармоничным с музыкой. Поэтому я бы хотел, чтобы для каждого танцора и преподавателя, который учит этому танцу, музыка была первичной.
Я выделяю для себя несколько стилей.
Романтичный — когда музыка диктует спокойный мягкий танец с легкими фигурами или в близкой позиции.
Ритмичный — когда очень хочется сделать больше шагов «в четверке», чем три, когда хочется музыкально обыграть футворком часть композиции.
Модерновый — когда хочется танцевать под музыку смешивая стилистики. Тут арсенал огромный, так как музыканты мешают с традиционной бачатой много рахных ритмов — и реггетон и r’n’ b
В каждом можно еще повыделять подвиды, но это все нюансы. Главное понимать, что каждая мелодия уникальна, но при этом многие строятся по общим принципам.
Алексей: Bolero — в тесной паре, обнямшись, под лиричную романтичную музыку. Обнямши незнакомку в латинском квартале рискуем разбить головой бутылку или неудачно поскользнуться на нож под ребро. Жаркие латинос ничего не понимают в танцевальной этике.
Campillo — в открытой паре, под ритмически сложную, богатую перкуссией музыку, ножками по инструментам, ходим везде, атата. Можно с незнакомкой. Собственно, бачата.
Callejera — под музыку, близкую к меренге, исполняется свободная и веселая хореография.
Bachatango, bachata moderna, bachata sensual для меня звучит так же, как если бы были chahcatango, chachacha moderna, sensual chacha. Замечу, что эти стили часто преподаются исполняются ребятами, которые, кроме них, мало, что умеют. Наколенные стили бачаты, в общем. Сделанные и исполняющиеся на коленке. Они среди нас.
Кизомба это убийца бачаты или …
Алексей: Кизомба — убийца наколенной бачаты. Так ей и надо.
Андрей: Кизомба — это не убийца бачаты. Кизомба дала очень мощный толчок для развития танцоров в бачате.
Если раньше для большинства это была возможность пообниматься, то теперь с этой функцией превосходно справляется кизомба, и танцоры, преподаватели начали искать в бачате новые грани. Это очень здорово, что появилась кизомба. Очень здорово и для бачаты, и для сальсы.
—Бачата из за диджейского пульта. Алексей что ты предпочитаешь как диджей Upiets? а что как Алексей Семененко. Бачата-вечеринка — это прекрасный сон или ужасный бред?
Алексей: Предпочитаю повеселей, для народа ставлю то же, что нравится самому. Не люблю бачата-ремиксы. Римейки иногда бывают удачные. Лихая гитара, бонги и не сильно дрожащий вокал — залог успеха композиции в моём плейлисте.
А ещё я недавно понял, что моей душе ближе инструментальная музыка. И что точность вокала не важна для бачаты, а для меня — важна.
Я сказал, что «бачатных дискотек пока еще не придумали, и слава Богу». Впрочем, возможно когда-нибудь, когда много людей научатся классно танцевать этот танец, дискотеки с преобладающей бачатой в плейлисте будут вполне вероятны.
Если говорить о бачата-вечеринках как способе проведения досуга, то есть, думать про местные регулярные дискотеки, — наверное, у таких вечеров будет менее танцевальный настрой. Такой формат скорее подходит под встречи с друзьями, разговоры, а танцы — уже потом.
Конечно, плейлист для подобной вечеринки составить непросто — ведь сальса, с которой всё-таки придётся чередовать бачату, в целом, динамичнее. Но есть достаточно динамичные бачаты и спокойные треки сальсы. Сон есть, в конце концов. На бачатной вечеринке вряд ли дождешься сальса-жести. В целом по атмосфере она видится поспокойнее сальсатеки.
Другое дело, будет ли этот формат интересен самим танцорам.
Бачату у нас, к сожалению, танцуют бедно и скучно. Но ведь двумя поворотами и ходом вперед-назад вряд ли заполнишь целый вечер! У народа мало средств выражения в бачате — маленький багаж движений, узкое видение музыки (берут из неё только ритм), скудная пластика и ведение. Движений на самом деле больше, музыка богаче, пластика интереснее, ведение разнообразнее, удовольствия больше.
Бачату у нас, к сожалению, танцуют бедно и скучно. Но ведь двумя поворотами и ходом вперед-назад вряд ли заполнишь целый вечер! У народа мало средств выражения в бачате — маленький багаж движений, узкое видение музыки (берут из неё только ритм), скудная пластика и ведение. Движений на самом деле больше, музыка богаче, пластика интереснее, ведение разнообразнее, удовольствия больше.
Если ещё привезти на такую вечеринку звёзд – это только в путь, конечно! Но звёзд регулярно не навозишься.
—Советы преподавателя: что главное при обучении бачате, с чего начинать, чего строжайше избегать?
Андрей: Начинать надо с меренге. И с базовых принципов переноса веса и работы корпуса. А избегать — однотипного представления о базовом шаге из стороны в сторону. И будет всем Счастье!
Алексей: Я могу говорить только о своём преподавании. Я использую одну программу для любых учеников. Сальсерос при этом видят что-то общее и различное с сальсой, а для неискушенных бачата — полноценный танец, который они методично изучают, с которого начинают знакомство с социальными танцами.
Я не вижу в этом ничего удивительного. В конце концов, Алеману видели не только сальсерос, простые смертные тоже проводят себе YouTube. И кого-то цепляет именно бачата. А сальса не цепляет.
У пришедших на бачату с нуля корпус сам встает на место, когда нужно. Я не уделяю этому много времени, и никто не считает его обидно потраченным. А вот сальсеро обычно зависает на задаче «вести партнёршу на месте». Он привык её куда-то вести.
К балансу партнёрши в бачате нужно гораздо более трепетное отношение, чем в сальсе. Это в большей степени танец «внутри». Иной раз и вести никуда не надо. Для многих сальсерос это выше понимания, приходится долго ломать мозг.
Во взаимодействии партнёров для бачаты характерна большая степень свободы, чем в сальсе. Больше фристайла. Больше индивидуального стиля. Из-за этого меньше фигур.
Вообще, бачату можно танцевать по-разному! Можно стоять на месте, взявшись за руки или обнявшись, можно гулять, можно вообще не трогать друг друга, можно больше ногами, а можно — бёдрами или корпусом, руками… «База» достаточно открыта.
Научится всему этому просто. Надо только…ничего не забывать. Но на уроках я особых сложностей запоминания не устраиваю. Даю материал, который можно танцевать. И на этом материале ученики сами конструируют свой танец.
Cальсеро обычно зависает на задаче «вести партнёршу на месте». Он привык её куда-то вести.
К балансу партнёрши в бачате нужно гораздо более трепетное отношение, чем в сальсе. Это в большей степени танец «внутри». Иной раз и вести никуда не надо. Для многих сальсерос это выше понимания, приходится долго ломать мозг.
Люди, которые приходят учиться бачате, просто чтоб пообниматься, тоже есть. Но они почему-то быстро уходят. На уроках ведь нет команды обниматься – они и не обнимаются. А на вечеринках я не властен.
Чего стоит избегать – сложно сказать. Сложно работать с отрицаниями.
—Помечтаем: вы устраиваете бачата-фестиваль, пригласить можно кого угодно. Какое было бы сочетание инструкторов и музыкантов?
Андрей: Я не мечтаю – я делаю.
Алексей: Я не настолько увлечен идеей бачатного фестиваля, чтобы делать его. Я всё же больше по сальсовой теме. Но в Екатеринбурге такой фест есть, я там преподаю.