Новости партнеров

Танцы и мозг

«Мы тут вам не танцы танцуем — мы мозг массажируем. Правда-правда».

Только для младенцев и пожилых?

Когда мы начали искать информацию для этой записки, материалы попадались сплошь про дошкольников, либо про пожилых.

Для малышей умение двигаться и владеть своим телом — важная часть подготовки к школе, поскольку доказано: хороша развитая мелкая моторика рук влияет на словарный запас ребёнка. То есть, чем лучше лепим, собираем конструкторы из мелких деталей и пуговицы, тем разнообразнее говорим и потом лучше пишем.

Для пожилых движение — это мощная профилактика деменции.

Как результат — и для маленьких и для старших разработано несметное количество всяких гимнастик и двигательных комплексов. А вот для здоровых взрослых таких комплексов вроде бы нет.

Создавалось впечатление, что остальные категории граждан у нас либо не двигаются, либо не пользуются мозгом. Однако постепенно всё встало на свои места.

Где ноги в мозгу?

То, что двигаться вообще – полезно, единодушно считают авторы материалов на многих сайтах. Общая логика такова: недостаток физической нагрузки негативно воздействует на кровообращение. Физкультура повышает количество окиси азота в крови. Окись азота поддерживает стенки сосудов открытыми и округлыми, а чтобы просвет кровеносных сосудов не уменьшался, кровь должна пульсировать. При плохом кровообращении уровень окиси азота падает, и стенки кровеносных сосудов теряют форму, из-за чего уменьшается количество проталкиваемой крови. Самый эффективный способ заставить кровь пульсировать в артериях – это тренировки.

Но это, как понимаете, это — не только про танцы, но и про бег, и про банальный спортзал. Двигаемся – дышим – сосудам хорошо, и мозгу тоже. А вот дальше начинается интересное.

Считается, что главный центр координации мозга – это мозжечок, часть мозга размером с кулак, расположенная в задней нижней части черепа. Мозжечок отвечает за чувство баланса, осанку, походку и координацию движений. Учитывая, что мозжечок содержит примерно половину всех нейронов мозга, он может также отвечать и за скорость обработки информации.  Постоянные упражнения на координацию значительно помогают мозжечку.

Это уже кое-что:

держим баланс, прокачиваем координацию – тренируем мозжечок – соображаем быстрее.

Но этим дело не ограничилось.

Mozg2

Взрываем или собираем мозг?

Вспоминаем, что, помимо нескольких частей, в мозге есть ещё и несколько слоёв. Чтобы не углубляться в биологические атласы, отметим кратко — ствол, подкорку и кору.

С рождения, когда ребенок совершает врожденные и автоматизированные движения, доминирует подкорковый уровень. Для более сложных и осознанных движений необходимо функционирование коркового уровня (слоя). И для того, чтобы запустить более сложно организованный корковый уровень, необходимо развивать более сложные и дифференцированные движения, прежде всего пальцев рук. Именно поэтому развитие ребенка первых трёх лет жизни тесно связано с играми на тренировку моторики. При этом, как мы уже сказали выше,  ребёнок с тренированной мелкой моторикой не только лучше подготовлен к письму, но у него и словарный запас больше. То есть, работают вроде пальцы, а развивается речь. Но и это ещё не всё.

Глубокие области мозга контролируют движения ног, координируют движения тела, скорость мышления и поведение. При этом сам мозг состоит из двух полушарий соединенных друг с другом белым мозолистым телом, которое связывает каждую сторону нашего тела с противоположным полушарием. Все сенсорно-моторные функции правой стороны тела контролируются левым полушарием, и наоборот. То есть правый глаз связан с левым полушарием, а левый глаз – с правым полушарием.

Логическое полушарие (обычно левое) имеет дело с деталями, частями, обработкой языка и линейным анализом. Образное полушарие (обычно правое) имеет дело с целостным восприятием, то есть с образами, ритмом, эмоциями и интуицией. Мозолистое тело, осуществляя быстрый доступ и к правому, и к левому полушариям, формирует такой тип мышления (интегрированный), при котором в обработке информации одновременно и быстро принимают участие оба полушария. Чем более активно они взаимодействуют, тем более эффективно мы действуем и достигаем мастерства в любой области жизнедеятельности.

Проще говоря, человек, как и его мозг, состоит из двух половинок, и для успешного функционирования их необходимо собрать воедино. И проще способа, чем регулярно двигаться для этого не придумали. Более того, двигаться для человека — естественно, а вот лифт и диван по меркам эволюции придумали какие-то мгновения назад.

В итоге получаем простую закономерность:

больше тренируемся – лучше координация мозга – быстрее протекают все мыслительные процессы – жить удобнее.

Но есть ещё два нюанса.

«Усушка» и подлость автоматизмов

Мы учимся всегда. Развитие коры мозга начинается во внутриутробном периоде и продолжается до самой смерти. Физические упражнения стимулируют нейрогенез – способность мозга генерировать новые нейроны. Упражнения производят защитное воздействие на нейроны гиппокампа, которое длится около трёх дней, поэтому минимальная частота тренировок – каждые три дня, или три раза в неделю.

То есть, на самом деле нервные клетки – пабам! – восстанавливаются, точнее — отрастают. Более того, под воздействием физической активности новые нейронные цепочки возникают очень энергично. Например, у пожилых людей обычны возрастные изменения, когда размер мозга сокращается на 1-1,5% в год. Но если наблюдаемые поддерживают физическую активность (в проводимом эксперименте это была просто ходьба), сокращения не происходило.

Правда, есть ещё одна опасность. Наш мозг склонен к автоматизмам. То есть, столкнувшись с какой-нибудь новой деятельностью, он за пару месяцев вырабатывает готовые сценарии и намечает себе участки, где можно действовать «не включаясь» — по накатанной. Тогда новых нейронных связей не образуется – работают те, что уже есть. То есть, от сто пятидесятого одинакового движения, выполняемого «на автомате» польза самому мозгу будет очень умеренная – только если кислорода кровью подогнать. А вот если движения всё время различаются, в мозге возникают новые нейронные связи.

Первая реакция на такую тренировку может быть неприятной — Ваш мозг буквально “взорван”. Ещё бы — ведь действовать “на автомате” ему не дали. Но чуть отсроченный результат будет вполне ощутим — вы ведь помните про фокус, когда прорабатывали руки, а улучшалась речь. И кто знает, какие новые проекты возникнут в вашей голове вслед за новыми усвоенными двигательными навыками.

Причём здесь танцы? Точнее так: причём здесь танцы, в которых нужно импровизировать? Так это всё, собственно, про них и было.

Автор: Daria

Авторское право © 2021 Salsa Union - Сальса Юнион | Дизайн ThemesDNA.com
top Яндекс.Метрика