SONY DSC

Зук

Не претендуя на исчерпанность, расскажем о совсем неродственном танце. Даже не представлете, где он нам ещё пригодится.

Про музыку. Название «оригинальное», смотрим на географию

Креольское слово zouke, sekwe или zouke происходит от французского глагола secouer, который означает «трясти сильно и неоднократно». В 1970-х-1980-х это слово использовали гаитянские артисты, которые гастролировали на Антильских островах. Со временем в языке антильских креолов zouk стало означать «праздник» или «вечеринку».

О борьбе за независимость посредством электронной музыки

Изначально зук – это карнавальный ритм карибских островов Гваделупа и Мартиники, в 1980-е активно популяризировавшийся группой «Kassav». В своём звучании «Kassav» пытались создать независимый национальный стиль, резко отличный от звучания compas оркестров франкоязычных Кариб, с 1950-х годов играющих одно из современных ответвлений меренге, которое звучало примерно вот так: 

Для того, чтобы отличаться от compas, “Kassav” добавили в своё звучание электроники. Получилось  вот так: 

Однако затем то же самое сделали некоторые группы франкоязычных островов. В итоге вместо национального стиля получилась путаница терминов: франкозычные источники до сих пор уверены, что Kassav никакого национального стиля не создавали, а просто дополнили звучание compas, особенно в басах, ударных и электронике.

(Группа Kassav, кстати, до сих пор процветает, наряду ещё с огромной плеядой исполнителей. Вот их немаленькая тема на YouTube)

Стили музыки

В 1980-е годы был популярен быстрый zouk béton, который, собственно, и исполняла Kassav. Танцуется этот стиль, как правило, соло.

В начале 1990-х на Ямайке наблюдается кратковременный всплеск зука с сильным влиянием рагга дэнсхолла. Были примеры композиций зука с влиянием R-n-B. Однако со временем наибольшую популярность набирает стиль, который принято называть zouk-love. Звучание здесь стало более томным и протяжным.

 

Стили танца

Сегодня, помимо Гаити и Карибских островов зук имеет распространение в Бразилии, поэтому можно встретить различные классификации, связанные с особенностями исполнения в разных областях этой страны, а также с именами отдельных преподавателей. Мы в такие тонкости вдаваться не будем. Отметим лишь самые общие основные направления.

Ламбазук

Этот стиль распространён в Бразилии. Отличается быстрым темпом, «радостным» настроем. Иногда воспринимается как современное ответвление ламбады, хотя от оригинала отличается сильно.

Зук-лав

Гаитянский и франко-карибский вариант — более медленный и протяжный, с историей любви и расставания в сюжете и тесным взаимодействием партнёров в механике танца.

Существует также стиль zouk-soul, предполагающий исполнение зука под музыку других направлений, в частности soul и R-n-b.

Под «неродную» музыку танцуются и другие новые стили — например, неозук. В целом, подобное музыкальное сопровождение всё чаще практикуется на чемпионатах.

Важно

Несмотря на сходство звучания, зук и кизомба – совсем не одно и то же. Впрочем, у них есть общие корни: история кизомбы, как помним, началась с концерта «Kassav» в Анголе.

При написании заметки использовались материалы танцевальной студии «Этажи» (Владивосток) и другие источники.

Версия для печати Версия для печати