Новости партнеров

Кино с танцами и про танцы

Мы, конечно, хотели сделать серьёзную подборку по истории музыки и про Кубу. Но, признайтесь, кто из вас будет читать, а, тем более, смотреть серьёзную подборку под праздники? Поэтому сегодня – о лёгком жанре — мюзикле.

Это вам не оперетта

Само название «мюзикл» возникло как сокращение от английского «musical comedy», тем более, что от комедии в музыкальных постановках со временем осталось мало.

Гораздо больше в мюзикле изначально было от оперетты, но и с ней он разошёлся значительно. Если миновать все многочисленные этапы развития мюзикла, то получится следующее.

Оперетта – это сложившийся к середине XVIII века жанр европейского театра, музыкальная пьеса с диалогами. В качестве основы оперетта предполагает тщательно проработанную литературную историю (либретто) и, соответственно, имеет фабулу – историю героев.

Тематика оперетт теперь может быть разной, но, в целом, предполагает любовную историю, юмор и, как правило, благополучный финал.

Танцы занимают в оперетте скромное место. Чаще всего это салонные танцы XVIII-XIX  веков.

Мюзикл – более сложный музыкально-драматический жанр, развивавшийся с середины XIX века в Англии и, главным образом, Америке. По сравнению с опереттой современный мюзикл — массовый, зрелищный. Он может включать номера со сложной хореографией, оркестр в нём – шире, чем в оперетте. В стационарном мюзикле могут использоваться сложная техника и спецэффекты.

А вот отношения с фабулой у мюзикла разнообразны. Современный мюзикл может быть и серией не связанных между собой музыкальных номеров, и сложной историей с несколькими сюжетными линиями, развитие которой занимает от нескольких часов до нескольких вечеров.

Нам из этого важнее всего, что в мюзикле много танцев.

WestSide

Постановки и экранизации

В отечественных аннотациях «мюзиклами» часто называют любые музыкальные фильмы. В американских аннотациях всё строже; там «мюзикл» — это обязательно экранизация шоу, которое уже прошло на сцене на Бродвее или где-то ещё. Иногда, впрочем, масштабы экранизаций многократно превосходят самые шикарные постановки.

Итак, что посмотреть.

Вестсайдская история

Классика жанра, «West Side Story» — это бродвейский мюзикл 1957 года, написанный Леонардом Бернстайном. В 1961 году он был экранизирован Робертом Уайзом и Джеромом Робинсоном, годом позже взял сразу десять премий «Оскар».

С сюжетом всё просто – это «Ромео и Джульетта», перенесённые в наши дни, так что финал предопределён. Правда, при переносе истории о вражде двух семейств в XX век возникла любопытная деталь: Мария (современная Джульетта) происходит из клана нью-йоркских пуэрториканцев. А вслед за ними в фильме закономерно возникает мамбо. Ну… или почти мамбо, как представляли его себе американские режиссёры, насмотревшись скорее шоу Perez Prado. Сравните сами.

Gym mambo (West Side Story)

Удивительно, но в 1940-е – начале 1960-х Perez Prado, человек, которого некоторые исследователи считают отцом-основателем мамбо, наряду с «великой тройкой» из Арсенио Родригеса и двух Тито, был гораздо популярнее этих троих, много снимался в кино в США, Европе и родной Мексике. Звучало и выглядело это как-то так.

Но вернёмся к мюзиклу. Любопытная деталь, свидетельствующая о масштабах экранизации. Фильм снимали на Манхэттене, используя в качестве декораций настоящий, но отселённый квартал трущоб, который после съёмок пошёл под снос.

 

«Кордебалет»

Второй мюзикл, который мы сегодня вспомним, не имеет общего с латиноамериканскими танцами, зато хорошо показывает ещё один источник мюзикла – мюзик-холл, или варьете.

«Кордебалет» (английское название «A Chorus Line») – американский фильм 1985 года с Майклом Дугласом в главной роли по мотивам мюзикла, поставленного в 1975.

Заслуги фильма на этот раз гораздо скромнее – всего три номинации на «Оскар». И ещё одна – буквально через пару лет после выхода «Кордебалет» уже попал в кинотеатры СССР, причём в русском дубляже.

Сам фильм с его историями героев, в которые напихано порядком социальных проблем (состав участников, как и положено американскому фильму, рассчитан почти математически – одна бывшая прима, одна девочка, которая очень боится танцевать, один афроамериканец, один гей), нудноват. Но танцевальные номера из него бесподобны. А музыкальный лейтмотив был в своё время безумно популярен.

Кстати, вот шоу Михаила Барышникова, поставленное, обратите внимание, в 1980 году (то есть, через пять лет после выхода шоу, но за пять лет до выхода фильма).

Ну, а в кино это было вот так.

«Чикаго»

И, наконец, блистательный «Чикаго» Боба Фосса, куда ж без него? Здесь опять без сальсы, но, если уж мы взялись говорить о мюзикле, обойти «Чикаго» будет просто неприлично.

Кстати, мюзикл основан на пьесе аж 1926 года, а вот поставлен впервые был в тот же год, что и «Кордебалет», — в 1975. Дальше между мюзиклами началась своеобразная война. Критика нашла «Чикаго» «циничным» и «разрушающим традиционные ценности». «Кордебалет» начал опережать его по сборам.

Кстати, чтоб вы знали. Эстетика «Чикаго» — это действительно «пощёчина общественному вкусу» (сказано по другому поводу, но нам подходит). Но, чтобы вы до конца представляли, «циничным» признали вот это. Дети, честное слово.

Несколько номеров из первой постановки.

Спектакль почти сняли с репертуара, но тут в дело вмешалась Лайза Минелли, предложившая постановщикам сыграть Рокси Харт в нескольких спектаклях. Новость об этом вернула мюзиклу популярность. В итоге он выдержал в 46th Street Theatre аж 936 представления подряд. Да, мы не ошиблись в цифре! Причём, если учесть, что это – только до 1977 года, видимо, шёл спектакль по три представления в день. В 1979 «Чикаго» был поставлен также в West End в Лондоне.

В 1996 спектакль возобновили на Бродвее, а в 1997 в Англии, причём в расширенной версии, а общее число только крупным мировых постановок на сегодняшний день приблизилось к шестидесяти. Отдельные номера не считаем.

В итоге «Чикаго» стал вторым бродвейским спектаклем по времени непрерывного пребывания в репертуаре за всю историю мюзикла (первое место удержал «Призрак оперы»).

Вот, кстати, весьма любопытный фрагмент постановки Stratford High School’s Stratford Playhouse 2014 года. Cell Block Tango. Самого танго, по сравнению с экранизацией 2002 года, конечно, поменьше. Дух кабаре и вызывающая эротика на месте. Кто знает английский, посмотрите, как классно девочки работают с текстом.

— Ну, а дальше… Он случайно упал на мой нож… Десять раз.

Зал хохочет так, как будто слышит этот монолог впервые.

Наверное, «Чикаго», при всей вызывающей его вольности, — это как раз яркий пример того, что эротика может быть художественным средством. Идея спектакля проста – взрыв устоев. Если суд с высокими рассуждениями о справедливости может быть хорошо срежиссированным спектаклем, даже цирком; если тюрьма становится комфортной ровно настолько, насколько ты договорился с мамочкой-надзирательницей, то почему бы не превратить исповедь шести убийц в танго? О любви, жизни и смерти — ну, как всегда.

И вот для контраста – довольно аскетичная версия (судя по всему, финал первого действия). Просто фортепиано, вокал и танцы. В слегка вольном переводе – «весь мир – суета». Но как втанцовано. 

Надеюсь, мы достаточно поводили вас вокруг и около, чтобы вы сами пересмотрели яркую динамичную версию 2002 года? Разумеется, с субтитрами, а не в переозвучке Киркорова. И подумали о том, какие серьёзные разговоры можно вести посредством танца.

Да, кстати, у обеих героинь в 1924 были реальные прототипы. Обеих оправдали. Адвокат действительно был хорош.

Автор: Daria

Авторское право © 2021 Salsa Union - Сальса Юнион | Дизайн ThemesDNA.com
top Яндекс.Метрика