Зачем сжимать музыку, и о том, важны ли диджею лайки.
— Во-первых, традиционный вопрос: как ты познакомился с сальсой?
— Традиционно отвечаю: в своё время меня позвали на занятия танцами. Сказали: «Что-то вроде фильма «Грязные танцы», приходи». И я такой: «Ну, пойдём, сходим». Так и остался. По-моему, это был 2006 или 2007 год. А позвала подруга, которая хотела пойти заниматься.
— У вас тогда брали только парами?
— Я, честно говоря, не углублялся, просто пошёл ради интереса посмотреть, что там и как. Потому что всю жизнь танцами занимался, и вот как раз у меня был период, когда я занимался чем угодно, но не танцами. Играл в баскетбол, в футбол, гулял, пил и так далее… В общем, бездельничал…там как раз институт был, не помню, какой курс… Видимо, танцор во мне проснулся – ну, и вот.
— Самый первый урок помнишь?
— Смутно. Помню, что учили базовый шаг, и мне было очень легко. И было первое ощущение: «Что за дурацкая музыка?» (Примечание редактора: Мда. Вот так и доходят до держателей музыкальных пабликов!) Второе: «Очень легко, а почему другие люди ничего не могут сделать?» Ну, и было прикольно.
— А легко, потому что до этого были танцы?
— Да, я с четырёх лет танцами занимаюсь. Это были русские народные танцы – в хореографическом ансамбле. Классика, русские народные, всякие трюки и так далее… Выступали, ездили. Поэтому я сейчас не очень люблю выступать – надоело.
— То есть, всё наоборот? Люди-то приходят себя показать.
— Да, я с этим сталкиваюсь постоянно: приходит парень, «деревянненький», который никогда не танцевал. Потом у него появляется какая-то пластика, он начинает двигаться в ритм, пользоваться спросом у девочек на вечеринках – и всё, «звёздная болезнь». Это у нас повсеместно.
А когда наоборот… Вот сейчас спроси любых бальников – для них сальса – очень легко, мне кажется. Ну, если не учитывать, что их учили всегда быть прямыми и так далее…
— Сколько заняла эволюция от танцора до диджея, и как менялось отношение к музыке?
— Ну, во-первых, вопрос, что считать началом моей диджейской карьеры – вот это, я считаю, важно. Диджеем я стал сразу же.
То есть, когда у нас появилась своя студия, мы стали делать вечеринки, и там, хочешь-не хочешь, надо было ставить музыку. Вечеринок тогда в городе было, по-моему, три, и никто даже не думал приглашать никаких диджеев: просто дома отбирал музыку и ставил. И я считаю, что нормальный преподаватель должен разбираться в музыке: слушать её, любить – и тогда он будет давать танцы, а не набор движений.
Соответственно, музыке я посвящал очень много времени, слушал. Слава Богу, что тогда было много песен, которые я не знал, и для меня были открытиями «Los Van Van» и другие группы.
А уже когда создал «Тимбаманию», тогда стали приглашать – «Вот, Андрей разбирается в музыке». А я ею просто интересовался с 2008 года.
— Давай вернёмся к «Слава Богу, я тогда не знал групп». Вроде бы «Los Van Van» — это такая классика, которую должен знать любой сальсеро. Или рост кругозора шёл выборочно?
— Естественно, всё идёт постепенно. Я слушал Marc Antony, Sonora Carruseles, Selia Crus «La vida es un carnaval», как и все. И было время, когда я от этих песен пёрся. Прошло восемь лет, и, если люди под них танцуют, это иногда вызывает улыбку.
Я не говорю, что всегда разбирался во всём. Чтобы найти свой путь, надо слушать всё, я считаю. Я слушал всё – от попсы и до сложного. И когда услышал «Los Van Van», заинтересовался, потому что музыка отличалась от того, что я слышал из другого. И тогда я стал спрашивать. Мне сказали: «Это тимба!» Я спросил: «А что за тимба такая страшная?» Мне скинули ссылку на сайт timba.com.
Я зашёл туда, стал искать все группы, которые были по тимбе, выписывать, находить их в Интернете, выкачивать. Тогда у меня и Интернета-то не было, я ездил к другу или доставал его – он мне выкачивал всю музыку, а я потом просто с флешкой приезжал и забирал. И слушал прям днями, мне дико нравилось.
Я пытался найти таких же, как я, но тогда и Интернета такого активного не было, где ж я их найду?
— Какая-то система в прослушивании должна быть?
— Я считаю, что надо идти от простого к сложному.
Вот если я говорю, что мне не нравится сальса, — это не значит, что я её не слушал, а значит, я её наслушался в своё время, и она мне надоела. И по сравнению с тимбой – это простая музыка, я могу это сказать.
А когда люди слушают только тимбу и говорят: «Сальса – не очень», — мне такой подход непонятен. Пусть послушают одно, второе, третье – может, и там что-то есть интересное. Ко всему приходят постепенно.
Сейчас, например, мода — Abreu и Los Van Van. А мне они кажутся заезженными. Всё приходит с опытом.
— История «когда у меня не было Интернета» началась с определённого направления. А если у человека и Интернет есть, и музыки там – часы, и он в этом море просто тонет. С чего начинать?
— По-хорошему у этого человека есть свой преподаватель. Он же не куда-то приходит, а в школу. И в этой школу есть учитель, преподаватель, наставник, который должен направлять человека в определённое русло.
К сожалению, так получается, что многие преподаватели не очень разбираются в музыке, и просто ставят для учеников, что попроще, и таким, конечно, тяжело.
А я своим ребятам делаю сборники. То есть, каждый день слушаю музыку, интересное отбрасываю в папочку, потом из этой музыки делаю сборники, скидываю всем своим ученикам. То есть, это всё и в открытом доступе есть, каждый может послушать, но я таким образом показываю то, что нравится мне. Если совпадает – здорово.
Если я вижу в группе написано просто: «Сальса-музыка», — там скорее всего лежит какая-то ерунда. Так, собственно, пришла идея создать «Тимбаманию». Прошёлся по Интернету, не увидел ничего подобного о тимбе, и подумал: «Давай-ка я сделаю». Ну, и вот.
— Это в каком году было, кстати?
— По-моему, в 2013, надо смотреть. Я как бы годы не считаю, мне важнее информация.
— А откуда достаётся информация – то есть, музыка?
— Ну, вот только что я купил новый альбом. Хотя вообще источников много – я не буду их все разглашать. Есть несколько популярных сайтов – там постоянно выкладывают какие-то новинки. Что-то у них есть редкое, что у нас ещё не продают, а есть что-то, что уже можно купить.
— То есть, получается, «Тимбамания» требует определённых денежных затрат, которые ты берёшь на себя: покупаешь музыку и выкладываешь, а люди слушают?
— Смотря, как к этому подходить: я всегда тратил деньги на музыку, видео, какие-то вещи, которые мне интересны. Другое дело – что сейчас я этим делюсь. Но, если у меня не будет «Тимбамании», это не значит, что я не буду покупать эту музыку. Соответственно, я её просто сжимаю и выкладываю в более простом качестве.
Как диджей я считаю, что людей надо знакомить с новой музыкой, а иначе на вечеринках они будут от неё стреляться, потому что она для них будет всё время новая. А если они её где-то слышали, а что-то даже нравится, танцевать под это гораздо приятнее.
— То есть, получается: «Тимбамания» — это такая косвенная реклама DjKeda?
— Изначально этого не было, и я вообще сейчас мало рекламирую себя – просто выкладываю. Я это так не воспринимаю, но так получается, если копнуть.
— Кстати, а откуда взялось такое имя? Это та самая кеда?
— Так это у меня ещё с хип-хопа прозвище, со школы. Просто раньше я всегда в кедах ходил, так и назвали.
— Есть какие-то особенности, которые DJ Keda считает своим почерком?
— Да нет, наверное, я просто слушаю музыки больше других. Плейлист я никогда не составляю – играю по настроению.
Считаю, что диджей должен задавать музыкальное настроение, а не наоборот. Если ориентироваться на толпу, то, скорее всего, придётся ставить сальсатоны и попсу какую-нибудь. Да, я иногда вижу: народ устал, можно попроще что-нибудь поставить. Но, в целом, ставлю то, что считаю интересным.
— Как тогда сочетать вещи известные и новые, в какой пропорции они должны быть на вечеринке?
— Опять же, по настроению. Но если две-три новые песни у меня есть, я ни в коем случае не буду ставить их подряд. Ставлю, например, две знаменитые, одну – новую, потом – опять какие-нибудь знаменитые. Внедряю потихонечку, смотрю на реакцию людей.
И вообще, у меня золотое правило: прежде, чем поставить какую-то песню на вечеринках, нужно прогнать её на занятии. Вот пришёл, например, поставил две песни, которые считал классными. Начинаешь танцевать – а они не качают, вообще никак. То есть, в наушниках слушаешь – красивая музыка, а танцевать под неё не хочется.
Зато другая песня, которая мне изначально не очень нравилась, на занятии хорошо зашла. Соответственно, её на вечеринке поставил.
— Чем различаются «песня для наушников» и «песня для танцпола? Они по-разному устроены?
— Это опять же на мой вкус. Как говориться, «на вкус и цвет все разные». Например, взять последний альбом Maykel Blanco. Кто-то считает, что он не очень, кто-то кричал, что всё классно. Но время покажет, сколько песен из него приживётся в плейлистах.
Многие люди тоже увидели, что вышел новый альбом, и стали выкладывать песни оттуда, которые они считают классными. В большинстве случаев я не согласен. Потому что я уже этот альбом прогнал на занятии…
У нас иногда бывает так. Я говорю: «Ребят, сегодня новая песня, нужно оценить её по пятибалльной системе». Я ставлю песню – мы под неё танцуем, и, когда заканчивается, слушаем мнение каждого. Если песня набирает четыре-пять баллов – уходит в эфир.
Это не фокус-группа. Я просто верю своим ученикам.
— А есть вещи, которые не зашли на школьной вечеринке, но зашли на большом конгрессе?
— А я не буду на конгрессе ставить то, что не зашло на вечеринке.
Вообще на крупном мероприятии тебе дают час-полтора. Если считать по пять минут песня, получается двенадцать песен – ну, пятнадцать. Это отличная возможность составить хитовый плей-лист без «среднячков».
Вот когда я играю на школьной вечеринке – три, четыре часа – можно ставить и их. Но когда ты играешь час, нужно ставить отличные вещи, которые ты отобрал, прямо в голове они у тебя крутятся, и ты понимаешь, что люди прокачаются.
— Но ведь набор песен, по идее, зависит ещё от того, когда тебя поставили играть – в одиннадцать вечера или в четыре утра…
— Конечно. Например, в начале я не люблю ставить очень активные быстрые песни. Ставлю, наоборот, медленные и спокойные, чуть-чуть подкачивающие. А уже в конце надо чего-то позабористее, проверенного временем. Бояны хорошо заходят. Потому что люди уже устали от музыки, и человека заставляет выходить на танцпол только что-то знакомое, что знаешь наизусть.
— Давай вернёмся к «Тимбамании». Какая-то постоянная аудитория у неё сформировалась, ты следишь за этим?
— Нет. Это же не какой-то рекламный проект. Он мне ничего не приносит, кроме того, что меня стали приглашать как диджея.
То есть, на «Afro Cubano Weekend» в Нижний Новгород нас уже прямо пригласили как сайт «Тимбамания» — меня и ещё одного диджея – нас же там несколько ребят. Так что будет «Вечеринка с «Тимбаманией»» — попробуем такой новый формат.
— Сколько вообще человек поддерживают «Тимбаманию»?
— Вообще нас там трое. Тех, кто что-то выкладывает, — двое.
— Как появился такой творческий тандем, и как вы делите обязанности?
— Ну, как… Например, я занят – школа, работа, — а в это время что-то появилось…И, например, новый альбом «Calle Real» выкладывал мой дружбан Иван. Я ему только руку пожал, сказал: «Спасибо, молодец, всё вовремя, отлично!» Потому что мне действительно некогда было.
Никакой закономерности – кто что нашёл, тот и выложил. Единственное, я стараюсь не выкладывать по три-четыре поста подряд, мне кажется – это как в помойку выбросить. Потому что один пост выкладываешь – люди его смотрят. А если выкладываешь три-четыре – люди выбирают самый интересный, а остальное просто уходит вниз.
— Чем «Тимбамания» отличается от «STM music» и от подборок Виктора Радзюна?
— «Тимбамания» — единственная группа, которая посвящена только тимбе. Когда-то в STM тоже была тимба, и я им предложил вместе вести «Тимбаманию», но они сказали: «Мы разную музыку выкладываем – ещё и сальсу, и бачату, и реггетон».
Собственно, у Вити то же самое – он выкладывает музыку раз в неделю, каждый раз – разную.
— Иногда на дискотеках подходят и просят поставить что-то. После того, как появилась «Тимбамания», вкусы изменились?
— Не скажу за танцующих, но вот про других ребят, которые играют на вечеринках… Ведь, когда куда-то приезжаешь, играешь не один, а с кем-нибудь, и многие ребята стали очень хорошую музыку ставить. Единственное – в плохом качестве, потому что они её скачивают из контакта, скорее всего, а не покупают. Это, кстати, очень чувствуется.
Звуковая карта, программы специальные, плюс музыка в хорошем качестве – это сейчас очень важно. Когда начинаешь увлекаться качеством – это уже уровень. А вообще диджеи молодцы, это радует.
— А как ты постигал все эти технические моменты?
— Это всё приходит с опытом. Раньше я тоже ставил музыку в любом качестве, в каком была. А постепенно, когда стал ездить… Я же слушаю, и ситуации разные возникают.
Например, иногда надо очень быстро включиться. Если у тебя компьютер тормозной, там установлено сто программ плюс антивирусник какой-нибудь дурацкий, и ты пятнадцать минут не можешь включить Winamp, это чревато. Поэтому – надо брать специальный компьютер. Вот у меня, например, там только музыка. Ну, и антивирус стоит, конечно, чтобы флешки проверять, когда дают.
Ну, или ещё раз, когда играешь в паре с другим диджеем, иногда чувствуется разница качества звука. Например, он поставил песню – а она играет тихо.
— Самую экстремальную вечеринку помнишь?
— Ну, мало кто знает, но я ещё кизомбу играю. И вот, когда играешь сальсу, я предпочитаю закончить одну композицию и начать новую, а не сводить их. Потому что сальса – это законченное произведение.
А если брать кизомбу, то там идёт бит – электронная музыка, которую легко сводить. И большинство диджеев это делают в наушниках, а я – без. Я просто знаю: эта песня начинается вот так, эта – так, где-то засечки стоят, с чего начинать. Вот это определённый экстрим, когда играю кизомбу, я испытываю определённое ощущение адреналина. Интересно, кто-нибудь ещё так играет?
Вообще мне Марсель сказал однажды: «Интересно, как так получается, что тебя, и сальсу играть приглашают, и кизомбу?»
Но вообще так получилось, что я кизомбой увлекаюсь так же, как тимбой: слушаю ежедневно, покупаю и составляю сборники. У меня есть своя группа по кизомбе, но она закрытая для учеников. Хороших групп по кизомбе достаточно, есть ребята, которые лучше меня в этом разбираются, я у них ещё учусь.
— Я знаю среди наших тимберос два диаметрально противоположных отношения к кизомбе. Кто-то говорит, что музыка медитативная, кто-то – что танец примитивный. Как тебя-то на кизомбу повернуло?
— Я чисто свою точку зрения выскажу. Со школы я увлекался хип-хопом – у меня группа своя была, я песни писал. Соответственно, кизомба – это хип-хоп, только на португальском, и бит немножечко переделан. Хотя и в хип-хопе, если поискать, можно найти песни с таким же битом. Стандартный бит – он в реггетоне есть, в регги есть, много где.
Кизомба – очень простая музыка, может быть, поэтому она всем нравится. Например, чтобы в сальсе почувствовать ритм и найти интересную мелодию – нужно развивать музыкальный слух, кизомба любому человеку, который слушает радио, даётся, поэтому её так широко слушают.
Люди по своей сути – очень ленивые, им чем проще, тем лучше. А тут – красивая музыка, медленная понятная, трёшься с девушкой…
— Значит ли это, что нас ожидает спад кизомбы? Потому что простое надоедает.
— Уже, честно говоря, наблюдается спад. Девушки, которые научились двигаться, забивают на занятия, и просто ездят по семинарам и фестивалям. В сальсе такого нет. Там, чтобы научиться нормально танцевать, надо пахать прилично.
— А что придёт вместо кизомбы?
— Откуда я знаю? Кто знал, что придёт кизомба три года назад?
— А что придёт в тимбе?
— А в тимбе я сейчас не за Кубу, а за Перу. Музыка новая, они добавляют фанк туда, какие-то новые штуки интересные. А кубинцы просто на классе выезжают.
Тимба по своей сути – это элементы сальсы с добавлениями, и обычно это хип-хоп. Хип-хоп есть везде, меня поражают люди, которые слушают тимбу, но не любят хип-хоп, R-n-B.
— Каковы всё-таки ближайшие планы «Тимбамании»?
— У меня есть проекты в голове, я думаю развиваться в одном из направлений. Но сейчас я не буду про это рассказывать, потому что вдруг потом не сделаю – буду балаболом. Мы думаем. Потому что просто выкладывать музыку стало неинтересно – люди приходят и скачивают её, как будто это так должно быть.
Вот нажать сердечко, блин, это почему-то нет, сложно. Скачать музыку, слушать её, где-то играть даже – это пожалуйста, а поблагодарить… Нет, понятно, что я – не ради благодарности. У меня есть группа, и я её поддерживаю, иначе она быстро плесенью покроется. Сейчас столько новой интересной музыки, что мы даже не всё выкладываем. Сами радуемся сначала, затем выкладываем.
— А почему народ не даёт обратную связь, как ты думаешь?
— Думаю, большинству просто лень это делать.
Иногда я вижу, что знакомые что-то выложили, и могу просто лайк поставить – даже не слушать. Я же знаю, сколько времени уходит на то, чтобы выложить. Я уж не говорю о том, что на «Тимбамании» песни подписаны одинаково, картинки все одного размера.
Это тоже время уходит, чтобы пост сделать. И когда люди не могут этого оценить, мне непонятно. Иногда глупости всякие лайкают, репостят, а музыку просто слушают. Это не у меня одного проблема, коллеги тоже жалуются.
Посмотрим, может прикроем «Тимбаманию» как-нибудь. Есть же STM, Витя Радзюн – пусть оттуда берут. Вот когда все прикроются – посмотрим, как все будут жить. Хотели же уже ВКонтакте запретить бесплатную музыку, будем тогда выкладывать демо-версии.
— Вот, кстати, как нам жить по закону? У нас же драконовский закон об авторском праве на самом деле. Да, ты можешь долго говорить, что сжимаешь качество, что выкладываешь демо-версии для ознакомления, но, если правообладатель прикопается, отвечать будешь ты?
— Мне тут недавно предъявили: «А зачем ты качество сжимаешь, другие не сжимают?» Я отвечаю: к другим и вопросы. А я вообще за то, чтобы люди начали музыку покупать. Если ты диджей, то ты купишь себе песню, а если простой слушатель, то тебе 128 кбит/с – выше крыши, чтобы познакомиться с песней, порадоваться, послушать.
«Контакт», насколько я знаю, пока нейтральный. Хотя я тут Майкла Джексона себе добавлял, потом пришёл – нету его, «нарушение прав», говорят. Поэтому неясно, что дальше будет. Но пока живём.
— Как всё успеть? Есть школа, музыка, «Тимбамания», работа, семья, которая, видимо, редко видит папу, который всё время сидит в наушниках…
— Надо уметь распределять своё время. Я считаю, кто захочет успеть, тот успеет.
— А как не бросить? Одно дело, когда все молодые, всем интересно, а потом… Социальная ж деятельность, ни к чему не обязывает.
— С одной стороны, да. С другой, мы в ответе за тех, кого приручили. Я ж не могу прийти сказать: «Всё, ребята, мне надоело, идите в другие школы». У меня язык не повернётся.
Делаю разные хитрости. Например, отменяю какие-то группы, делаю передышку себе и нашим преподавателям, чтобы это не превращалось в рутину.
Недавно отменил группу – освободил себе время, чтобы почаще дома быть с семьёй. Потом, когда наотдыхаюсь, — ещё чем-то эти часы забью.