Новости партнеров

О сальсе в канун Рождества

Накануне праздника затронем не совсем обычную тему.

Однажды на сайт пришёл  поисковый запрос, на который сегодня хотелось бы ответить. Потому что знаю: существуют люди, для которых подобные проблемы актуальны. И их много.

Итак, “нужно ли христианам брать благословение священника для занятий сальсой?”

И, если уж разбираться, то по порядку.

Про благословение

Чтобы быть последовательными, прежде, чем переходить, собственно, к танцам, давайте скажем пару слов про благословение.

Есть древняя традиция духовничества, или духовного руководства. По происхождению она — монашеская, и в древней монашеской дисциплине подразумевала полное отдание себя в волю духовного наставника. Ключевое слово — полное, — то есть, ученик спрашивал у своего старца, спать ему или бодрствовать, сколько кусков съесть и сколько шагов пройти. Подобную духовную школу проходили далеко не все насельники монастырей. А уж от мирян её вовсе никто не требовал.

Современная практика духовного руководства, как правило, состоит в ином. Человек либо советуется о важных для него вопросах со священником, у которого постоянно исповедуется. Либо, помимо регулярной исповеди, периодически ездит ещё и обсудить какие-то особо важные личные вопросы с духовником — опытным священником, который знает и окормляет его много лет.

И в том, и в другом случае с любыми волнующими его вопросами (включая вопрос о танцах) человек пойдёт к священнику, но вряд ли будет забивать его в поисковик.

К сожалению, в данном случае сама идея “спросить у Яндекса” говорит скорее о том, что к благословению вопрошавший относится механически – дескать, “Я спрошу, а потом, в случае чего, не отвечаю. Это ведь батюшка благословил”. Я, наверное, Вас огорчу, но так оно не работает.

elka1

Про церковные документы о танцах

Теперь о церковном отношении к танцам. Традиционно считается, что отношение к танцам (как и отношение к театру) регламентированы 62 правилом Шестого Вселенского Собора, которое гласит:

Так называемые календы, вота, врумалия, и народное сборище в первый день месяца марта, желаем совсем исторгнуть из жития верных. Такожде и всенародныя женския плясания, великий вред и пагубу наносить могущия, равно и в честь богов, ложно так Еллинами именуемых, мужеским или женским полом производимыя плясания и обряды, по некоему старинному и чуждому Христианскаго жития обычаю совершаемые, отвергаем, и определяем: никакому мужу не одеваться в женскую одежду, ни жене в одежду мужа свойственную; не носить личин комических, или сатирических, или трагических; при давлении винограда в точилах не возглашать гнуснаго имени Диониса, и при вливании вина в бочки, не производить смеха, и, по невежеству, или в виде суеты, не делать того, что принадлежит к бесовской прелести. Посему тех, которые отныне, зная сие, дерзнут делать что-либо из вышесказаннаго, аще суть клирики, повелеваем извергать из священнаго чина, аще же миряне, отлучать от общения церковнаго.

На первый взгляд, о танцах здесь сказано мало лестного, однако подразумевает ли такой текст посланий, что танцев в жизни христианина быть не должно вообще? Попутно заметим, что Соборные Послания – это юридические документы, которые принимались по конкретным поводам. То есть, в этих текстах упомянуты конкретные имевшие место происшествия и обычаи, а не «танцы вообще».

Обратим внимание, что в тексте Правила упомянуты не просто танцы, а «плясания в честь богов». Кроме того, упомянутые здесь танцы поставлены в один перечень с римскими языческими обрядами – календами, вотами, врумалиями, — свидетелями которых участники Собора и были в конце VII века. Таким образом, можно сделать вывод: Собор запретил христианам участие не в танцах, а в языческих обрядах.

То же относится и к 51 Правилу того же Собора:

Святый вселенский собор сей совершенно возбраняет быть смехотворцам, и их зрелищам, такожде и зрелища звериныя творить и плясания на позорищи. Аще же кто настоящее правило презрит, и предастся которому-либо из сих возбраненных увеселений: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения церковнаго.

Упомянутые здесь не вполне понятные «плясания на позорищи», по-видимому, сохраняются в отечественных переводах церковных книг с XVI века, когда у авторов просто не было слов для описания соответствующего явления. Латинский подстрочник (в который пришлось лезть, поскольку я не знаю греческого; соответственно, знающие могут меня поправить, ознакомившись с Правилами в оригинале) вместо них говорит о «танцах на сцене». Соответственно, применительно к VII веку речь могла идти о плясках исполнителей античной комедии (в трагедии находящиеся на схене солисты не танцевали, пританцовывал только хор, но он располагался в орхестре). Запрет христианам смотреть комедии также логичен, учитывая тесную связь античной комедии с культом Диониса.OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Отношение к танцам в современной духовной практике

Отношение к танцам в церковной среде в последние годы претерпевает некоторое, хотя и незначительное, изменение. Чаще всего мнение священника, которое Вы можете встретить, спросив его о танцах, будет негативным. Как основание Вам могут привести разнообразные высказывания святых XIX века.

Тем не менее, в 2002 году в своём «Учебнике жизни» протоиерей Артемий Владимиров писал:

«Так называемые классические танцы, доставшиеся нам в наследство от ушедшей эпохи XIX века, требовали определенного умения, искусства вальсирования, грации, а значит, и подготовки, осознанного труда. Такие пластические занятия весьма полезны в детском и отчасти в подростковом возрасте, когда формируется осанка и многие дети страдают неуклюжестью движений, угловатостью, косолапостью и прочими недостатками.

Но после физического становления христианским юношам и девушкам подобает вести брань с господствующим в мире духом растления и блуда. Тесное соприкосновение с лицами иного пола (что подразумевается танцевальными занятиями) крайне неполезно и даже опасно».

Как видим, теоретически здесь «реабилитированы» занятия пластикой и ритмикой для детей, не достигших половой зрелости, но в более позднем возрасте танцы, всё же, кажутся автору занятием соблазнительным.

Однако в последние годы всё больше православных молодёжных движений практикуют так называемые православные балы. Эта традиция была начата Синодальным отделом по делам молодёжи, сейчас подобные мероприятия есть в РПУ и других православных университетах.

Любопытное осмысление этого явления можно найти на сайте Владимирского благочиния. Несмотря на объём цитаты, я скопирую её сюда – поскольку в первоисточнике запись датирована 2012 годом, уже ушла в архив и может не сохраниться.

В среде православных…можно часто встретить негативное отношение к танцам, иногда их вообще относят к разряду «бесовского». Справедливо ли это? На этот вопрос ответ нужно искать в Священном Писании.

elka3

В Ветхом Завете описываются различные ситуации, в которых израильтяне танцевали. Пройдя через Чермное море и увидев гибель фараона и его войска, израильские женщины танцевали во главе с Мариам (Исх. 15:20). В этом случае танец – выражение радости и благодарности. Аналогично поступают после победы над Голиафом и филистимлянами израильтянки, встречая с пением и плясками царя Саула, также и танец царя Давида перед ковчегом завета (2 Цар. 6:14) относится к этой категории. Поэтому неудивительно, что в некоторых псалмах встречаются воззвания к израильтянам прославлять Бога с ликами (хороводами; Пс. 149:3). В Новом Завете Христос рассказывает притчу о блудном сыне, в которой веселились отец и весь дом его при возвращении блудного сына (Лк. 15:25).

В приведенных примерах танцами выражалась радость и душевное состояние, что показывает положительное отношение Писания к танцам и веселью вообще. Но не надо забывать, что помимо этого есть и негативное отношение к танцам: врагов народа Божьего мы встречаем за едой, питьем и танцем «по причине великой добычи» (1 Цар. 30:16). Здесь это амаликитяне, которые по-своему, может быть, под воздействием алкоголя, выражали свою радость. В книге Исход (32 гл.), мы читаем о знакомом всем танце вокруг золотого тельца, когда царили застолье и увеселения. На горе Кармил пророки Ваала, видимо, тоже танцевали: «они скакали у жертвенника» и кололи себя ножами и копьями. Этот танец в экстазе был, по-видимому, одной из форм заклинания идолов (3 Цар. 18:26). Танцевала дочь Иродиады (Мф. 14:6). Ее танец так заворожил Ирода, что он дал ей легкомысленное обещание, которое стоило Иоанну Крестителю головы.

Оценив все это, можно сказать, что отношение Священного Писания к танцам зависит от их мотивации: танец, как выражение радости и доброе состояние души – это хорошо; а танец, как явление языческого культа, праздное развлечение толпы, или следствие опьянения – это страшно. Опять не сама форма, а только ее внутреннее содержание определяет сущность действия. Получается, что все зависит от человека и его намерений. (Источник здесь).

А причём тут сальса?

Как видим, выше речь идёт максимум о занятиях историческими танцами, но не более. Что же делать применительно к сальсе?

Будем честными: несмотря на то, что сальса – это жанр, который, подобно упомянутым выше, «требует определённого умения, подготовки, осознанного труда» (и ещё какого!), в нём есть и свои особенности. Так, танцевальная эстетика народов Латинской Америки и Африки (если уж мы заодно будем иметь в виду и жанры вроде кизомбы), подразумевает большую демонстрацию сексуальности. На родине этих танцев сексуальность считается признаком физического здоровья, но европейцы обычно воспринимают её сложнее.

Кроме того, по отзывам преподавателей, имевших, помимо сальсы, опыт изучения исторических танцев, там обращают бóльшее внимание на заученный рисунок фигур, тогда как хорошие преподаватели сальсы уделяют основное внимание ведению-следованию. Это значит, — контакт между партнёром и партнёршей (механический и эмоциональный) в сальсе – более тесный. С одной стороны, это учит людей понимать друг друга. С другой, у человека не слишком общительного может вызвать определённый дискомфорт.

Кроме того, современная разновидность сальсы — тимба — может включать отдельные элементы афро — танцев в честь богов кубинской религии сантерия. Вопрос с танцами афро, пожалуй, ближе всего в рассматриваемой проблеме соотносится с решениями Шестого Вселенского Собора. Однако нужно иметь в виду: танцы, демонстрируемые на Кубе туристам, ещё не есть вовлечение в религиозную практику (кстати, у русского хоровода тоже есть вполне отчётливые языческие корни), а ходить на семинары по их изучению вас никто не обяжет.

elka

Так что, общее правило одно: если лично вас что-то смущает – не ходите туда (и это относится не только к танцам). Однако на практике, как было сказано выше, «сущность действий определяет не форма, а содержание» и «всё зависит от человека и его намерений».

С танцевальных тренировок Вы также можете вынести знание о том, что организме человека – более шестисот мышц (и иногда они все (!) болят), а также ту самую координацию, осанку, умение двигаться под музыку и ещё – умение немножко лучше понимать людей.

Выбор за Вами.

 

Автор: Daria

Авторское право © 2024 Salsa Union - Сальса Юнион | Дизайн ThemesDNA.com
top Яндекс.Метрика