
Изначально это не танец, а жанр музыки
Музыкальный жанр, имеющий корни в латиноамериканской музыке и музыке стран Карибского бассейна. Его звучание в целом происходит из испанского рэгги, родившегося в Панаме. Затем этот ритм пришёл в Пуэрто-Рико, откуда после 2004 года распространился по всему миру.
Музыка реггетона сочетает в себе влияние ямайского данс-холла, тринидадской соки, а также различных латиноамериканских жанров – сальсы, бомбы, латиноамериканского хип-хопа и электронной музыки. Вокал сочетает рэп и пение, тексты испанские, как правило, в стиле хип-хоп.
Главная отличительная особенность реггетона – ритм, называемый «Dembow». Его название взято из песни Shabba Ranks, который первым начинал популяризировать этот ритм в начале 1990-х в своём альбоме «Just Reality».
Сам термин «реггетон» (с вариантами испанского написания reggaeton, reggaetón and reguetón) происходит от названия музыкального направления «рэгги» и суффикса, обычное значение которого «нечто очень большое».
В 90-е в Пуэрто-Рико записи реггетона изымала полиция
В 1990-е содержащий весьма откровенные тексты о сексе, насилии, нищете, любви реггетон становится в Пуэрто-Рико важной частью молодёжной культуры андеграунда. Большинство записей в это время производятся подпольно и распространяются на кассетах (а полиция время от времени проводит рейды в поддержку нравственности, в ходе которых изымает из музыкальных магазинов отдельные просочившиеся туда релизы).
Тем не менее, высокое качество записей довольно быстро делает реггетон популярным не только в «блоках» социального жилья, но и в закрытых частных школах для детей элиты. Тогда же реггетон, изначально не задумывавшийся как клубная музыка, проникает в клубы Пуэрто-Рико и США.
К середине 1990-х вопросы о поддержании нравственности, изъятии аморальных записей и запрете в школах свободной одежды хип-хоперов обсуждаются уже на уровне правительства Пуэрто-Рико. Так или иначе, это способствует увеличению популярности жанра.
То, что невозможно запретить, начинают использовать
На выборах 2003 года некоторые политики, включая Velda González, уже используют реггетон, чтобы привлечь внимание молодёжи к своим предвыборным кампаниям. В 2006 реггетон в своей рекламной кампании использует торговая марка Pepsi.
В 2005 трек в стиле реггетон записывает Шакира, к концу года появляются также попытки миксовать звучание реггетона с бачатой – так называемые бачатоны. Большое распространение получают миксы реггетона и сальсы – сальсатоны.
В 2006 треки Don Omar и Daddy Yankee занимают первые места чартов, реггетон уверенно продвигается на англоязычные рынки.
Тексты реггетона
Тексты реггетона сейчас не отличаются особой глубиной и разнообразием (как, впрочем, почти все тексты популярной музыки). Существует даже вот такое руководство «Как написать слова к любому реггетону» (эту таблицу не стоит воспринимать слишком серьёзно):
Танец откровенный или непристойный?
Ритм «Dembow» диктует основной рисунок движений в реггетоне – ряд ритмичных акцентов разными частями тела; иногда его описывают просто как «танец попой», хотя это неверно. Сейчас отдалённо похожий, но более локальный характер движений имеют сразу несколько направлений – например, обретающие всё большую популярность booty dance и tverk.
В Панаме и Пуэрто-Рико танец под музыку реггетона называется перрео. Это близкий парный танец, в котором партнёр находится позади партнёрши. В 1990-е с перрео боролось руководство клубов, танец даже пытались запретить как непристойный.
На Кубе танец оформился как отдельный стиль, мало похожий на пуэрториканский вариант.
В Америке довольно часто под музыку реггетона танцуют хип-хоп, что очень ярко видно из клипов различных групп.
Как к этому относиться
В любой танец его исполнители вкладывают собственные представления о вкусе и своё отношение. Граница между красивым и пошлым при этом бывает тонка.
В исполнении латиноамериканцев, более раскрепощённых, в культуре которых сексуальность воспринимается как рядовое проявление физического здоровья, реггетон исполняется с юмором, с тем оттенком флирта, который есть и в кубинской румбе. Увы, в исполнении европейцев этот же танец часто приобретает другие подтексты.
Танцевать реггетон на вечеринках или только в зале для развития пластики и физической подготовки – личный выбор каждого. Однако сейчас фрагменты с dembow-ритмом часто встречаются в составе композиций тимбы. Звучат на сальсатеках также миксы реггетона и сальсы – сальсатоны, — которые часть новичков ошибочно принимает за сальсу, но с более чётко выраженным ритмом. Без знания хотя бы основ реггетона полноценно отыграть эту музыку на танцполе невозможно.
Сальсатон от Йоанди и Дианы ( реггетона здесь гораздо больше, чем сальсы, и вообще — похулиганили).
Мастер-класс от Йени (По обыкновению, утончённая. Будьте осторожны, если попробуете повторить 🙂 ).
Вот так горячо это бывает на концерте (Наталья Виллауррутиа, запись любительская, к сожалению, с не лучшим звуком, обратите внимание на зал).
Реггетон проник уже даже на российское ТВ. Аннет, проект «Танцы».
(К сожалению, обладатель прав на видео убрал его с You-Tube, зато мы нашли хоум-видео Анны Ивкиной).
И, наконец, курьёз от Энрике Иглесиаса. Звучит реггетон, но в кадр он почти не попадает (камера берёт танцоров поверх голов). Зато есть немного фламенко и даже брейкданса.
За консультацию при написании материала благодарю Ингу Фоминых из Новосибирска.