Музыкальность

Освоив некий первичный набор навыков, танцор вдруг слышит: «Танцевать надо музыкально». Как понять, что такое «музыкальность», «ритмика», «настроение», «акцент», «музыкальная партия», если Вы никогда не учились в музыкальной школе? Просто прочитать статью Станислава Швецова.

Очень часто музыкальность путают с теорией музыки. Хотя это не одно и то же. Теория музыки — это учение о структуре, внутренних законах развития музыкальной композиции и так далее.
Музыкальность же — это учение о том, как отображать музыку в танце.

Итак, приступим. Соответствовать музыке можно многими способами. Практически невозможно соответствовать ей целиком, так как музыкантов много, а танцор один, и он физически не способен обыграть все.

Собственно, искусство танцора состоит в том, чтобы выделить то, что он способен обыграть и сделать это визуально красиво. Поэтому стоит выделить, что же именно в музыке может услышать танцор.

  1. Ритмика. Это базовый уровень музыкальности. Любое музыкальное произведение базируется на ритме, а потому и танцор должен в первую очередь отталкиваться от него.
    У ритмики так же есть несколько уровней. На самом первом важно, умеете ли вы просто попадать (хлопками или шагами) в первую долю такта или в сильные доли, (чуть сложнее — в слабые доли).
    Далее это усложняется до формирования базового ритма шагов или так называемого бэйсика, который, как правило, содержит прошагивание определенного ритмического рисунка, содержащего как сильные доли, так и слабые,  иногда середины долей (например ча-ча-ча)  или даже нецелые части (например трипл-степ в свинговых танцах).
    Ну, и наконец, танцор внутри ритма музыки может отходить от базового ритмического рисунка, упрощая или усложняя его, но делать это скорее не уходя от базы, а украшая ее, делая разнообразней. При этом вовсе не обязательно, чтобы музыканты в этот момент также усложняли или упрощали ритм. Здесь происходит скорее импровизация вокруг основного рисунка, а не уход от него. Уход от базы и исполнение ногами сложных ритмических рисунков относится к пунктам про музыкальные партии и акценты, когда подобный шаг явно обусловлен игрой музыкантов.
  2. Настроение. Представьте, что вы записываете видео двух танцев под примерно равный темп, но одна песня жесткая, насыщенная, а вторая более лиричная, певучая. Записываем и выключаем звук. Видно разницу? Если – да, то танцоры справились со своей задачей и отобразили настроение. Это может выражаться и в наборе фигур, который они используют (под «мясо» сложные фигуры смотрятся уместно, под лирику нет), в более тягучем или остром взаимодействии, более точными или чуть более размытыми шагами. Инструментарий богат.
  3. Развитие композиции. Любая песня имеет сюжет. Как и любая книга, и любой рассказ: всегда есть вступление, завязка, кульминация. В музыке, в отличие от книги, кульминация может являться одновременно и развязкой.
    Часто неопытные танцоры в первые две минуты вываливают на партнершу все, что знают, и, когда дело доходит до кульминации, им приходится или повторяться, или они заметно снижают хореографическую насыщенность танца. Это заметно дисгармонирует с тем, что музыка как раз «вошла в раж».
    Сложность и насыщенность танца должна развиваться вместе с музыкой, почувствуйте ее развитие и просто идите вместе с ней. Она усиливается — усиливайте свой танец, насыщайте его все более и более сложными хореографическими элементами или добавляйте что-то в простые – bodymovement, футворки, фишки и так далее.  В любой мелодии вы найдете места и для соло, и для «постоять – пообниматься».
  4. Акценты. Акцент — это ярко выраженный кусок музыки, может быть как односчетовым взрывом, когда весь оркестр играет сильную ноту, так и выделенным ритмическим рисунком на несколько счетов.
    Как правило, выделить акцент в музыке танцор может или зная конкретную композицию (что бывает чаще всего), или обладая развитым музыкальным чутьем и хорошей реакцией. В последнем случае чутье подсказывает вам, что сейчас что-то будет, заставляя внутренне собраться (часто музыканты делают небольшую подводку к акценту, хотя порой подводка оканчивается ничем – что называется «обманули»).
    Реакция и хороший набор отработанных движений позволяют обыграть акцент «с листа», буквально следуя за ним в режиме «услышал – успел сделать». Увы, но четких канонов, когда будет акцент, нет. Тем более в современной тимбе, которая только и делает, что ломает каноны и стереотипы.
  5. Музыкальные партии.  Здесь танцор может обыгрывать часть мелодии, исполняемую или одним инструментом (чаще солирующим, но это необязательно), или группой инструментов. Это схоже с обыгрыванием акцентов. Отличается лишь продолжительностью во времени. Способы обыгрывания такие же — чаще всего это знание композиции наперед.

Каждый из этих пунктов требует отдельной практической проработки и отдельных упражнений. Новичкам (до года), думаю, стоит сконцентрироваться исключительно на первом пункте. В первый год вы набираете хореографический материал, учите фигуры, способы их комбинации, взаимодействие и  так далее. Постарайтесь, чтобы все это было в ритм – этого более чем достаточно.

Набрав необходимый по объему материал, есть смысл задуматься о его адаптации по настроению музыки и о комбинации его по развитию музыкальной композиции.
Но если преподаватель говорит Вам, что вы еще теряете ритм в ногах, то не стоит раньше времени забивать себе голову. Стараясь сделать шаг вперед, вы делаете два шага назад. Ощущение, что вы можете, придет само как уверенность, как понимание, того то это возможно и что вы должны это сделать. Грубо говоря – если вас надо этому учить, вы еще не готовы: Но дать такую информацию «на вырост» преподаватель обязан, само собой.

И, наконец, акценты и партии. Лично я отношусь к числу людей, которые плохо запоминают музыку, акценты в ней,.. да что уж там, я связки-то запоминаю с трудом, и любая постановка номера для меня вызов. Остается уповать на чутье, реакцию и хороший хореографический багаж.
Мой совет – развивайтесь в обоих направлениях, слушайте больше музыки, отмечайте в ней нюансы, акценты, запоминайте понравившиеся партии. В свободное время пробуйте включать наиболее понравившиеся части и придумывать под них мини-композиции, наиболее удачные запоминайте и отрабатывайте.

Но, помимо того, что вы сможет под известную песню сделать наработанный материал. Тем же способом вы повысите и свое музыкальное чутье (протанцевав акценты в ста песнях, вы с большей вероятностью почувствуете его заранее в сто первой), хореографический багаж и реакцию, которая в сумме ни что иное как первые два пункта плюс уверенность в себе.

И давайте напоследок вернемся к началу. Помните фразу «обыграть и сделать это визуально красиво»? Визуально красиво, не стоит обыгрывать акцент ради обыгрывания. Это парные танцы – то, что Вы делаете так или иначе должно быть приятным Вашему партнеру.

Если вы делаете взмах рукой, то он должен быть отточен до кончиков пальцев, в ней все должно быть красиво: кисть, локоть, да и сами вы должны стоять так, чтобы красивая рука вырастала из положения красивого тела. Если вы делает акцент грудью – это должно быть что-то крутое, а не конвульсивное содрогание. А это подразумевает не мифические один-два семинара по музыкальности, а долгую и кропотливую работу над собой.

Не выбирайте легкий путь – он никуда не приведет. Работайте над собой и дивиденды не преминут к вам вернуться в виде восхищенных взглядов ваших партнеров по танцам! Удачи.

Читайте также:
Музыкальность! Поговорим?

Автор: Daria

Авторское право © 2018 Salsa Union - Сальса Юнион | Дизайн ThemesDNA.com
top Яндекс.Метрика