Новости партнеров

Чаранга

То, что мы называем сальсой, складывалось долгие годы из очень многих музыкальных направлений, и сегодня, благодаря моде на латиноамериканские танцы, все больше людей задается вопросом, как собственно, родилась музыка, под которую так зажигательно танцуется. 

В рунете в последние годы появилось достаточно много ресурсов, авторы которых берут на себя смелость просвещать своих читателей на околомузыкальные темы. Но, увы, большинство этих сайтов грешат неточностями, или дают читателю лишь весьма приблизительное представление о предмете.  В связи с этим, захотелось рассказать более подробно о некоторых стилях и направлениях, а также развеять мифы, связанные с определенными понятиями.
Сегодня я поподробнее расскажу о чаранге (charanga).

Начнем с определения. Чарангами, изначально назывались музыкальные коллективы, в состав которых входили следующие инструменты: фортепиано, скрипки, флейты, бас, перкуссия и вокал.

Оркестры такого рода были очень популярны на Кубе в дореволюционное время. Исполняли они музыку, под названием «данза» (danza), или «дансон» (danzon), как стали его называть позже. Как следует из названия, музыка была танцевальной, и игралась только в салонах.

Своим происхождением дансон обязан французам. В XVIII веке такие территории как Луизиана, Новый Орлеан, Гаити, принадлежали Франции, и конечно же, модный тогда во Франции песенно-танцевальный стиль контраданс (contredanse) не мог не проникнуть в ее колонии.

В 1791 году на Гаити вспыхнуло восстание рабов и многие французы вынуждены были спасаться бегством на соседний остров Куба. Таким образом, contredanse, привезенный на остров, стал на кубинский манер именоваться contradanza.

Появились первые кубинские ансамбли, играющие контраданс, которые стали называться charangas francesas. Скрипки, флейты и фортепиано остались от французов, а чернокожее население, которое не могло обойтись без ритма, привнесло от себя перкуссию.

Таким образом, возник стиль дансон (danzon), собственно, тот же контраданс, но с использованием перкуссии. И этот стиль уже был чисто кубинским. Мелодии, которые до сих пор используются в дансонах, очень напоминают французские контрадансы, которые, по сути, перестали существовать как самостоятельный стиль, еще в XIX  веке.

В 1898 году Куба перестала быть частью Испанской империи в результате второй войны за независимость, и там был введен режим военной оккупации США, длившийся вплоть до кубинской революции. Именно из-за этого, в тридцатые годы прошлого столетия, когда в США действовал так называемый «сухой закон», а Куба все еще была американской вотчиной, она стала своего рода туристическим курортом для американского населения.

Близость расположения, жаркий климат, пляжи, выпивка и развлечения — всё это послужило мостом для обмена музыкальными веяниями между населением, проживавшим на обеих территориях. Американцам пришлась весьма по душе музыка солнечного острова, и благодаря этому многие кубинские коллективы попадали с гастролями в США, где их музыка принималась с воодушевлением и незамедлительно перенималась местными исполнителями. В свою очередь, возвращаясь на родину, кубинские гастролеры привозили из Америки что-то новенькое, что непременно подмешивалось в так называемый «традисьональ». Так рождались новые стили.

На Кубе всегда была преемственность музыкальных традиций, но, несомненно, каждый последователь привносил что-то свое в привычную музыку, таким образом обогащая и развивая ее. В 1939 году появляется Orquesta Aragon, ярчайший пример чаранги, которая существует до сих пор, конечно полностью в обновленном составе, и удостоена звания «самый успешный оркестр XX столетия».

Orquesta Aragon
Orquesta Aragon

В нем играл знаменитый Элио Реве (Elio Reve), который создал затем свою чарангу и разнообразил инструментальный состав, введя в него тромбоны. В свою очередь, в оркестре Элио Реве играл не менее известный музыкант Хуан Формель (Juan Formel), который также с течением времени собрал коллектив Лос Ван Ван (Los Van Van), которому также присущи все классические чаранговые каноны, за исключением тромбонов.

Los Van Van
Los Van Van

Множество коллективов, таких как Orquesta Sensacion, Barbarito Diez Y su Orquesta, Orquesta Ritmo Oriental, Pacheco Y su Charanga, Ray Barretto’s Charanga Moderna и т.д. внесли свой вклад в развитие музыки, исполнявшейся когда-то традиционными чарангами.

 

Ray Barretto's Charanga Moderna
Ray Barretto’s Charanga Moderna

Что же касается музыкального стиля под названием чаранга, то его просто… не существует. Это — вымысел.

Спокойную музыку, создающую на танцполе более интимную обстановку, нежели другие активные, не сказать «агрессивные» музыкальные стили (мамбо, тимба и т.д.), действительно часто называют чарангой, но это лишь общее название, данное отнюдь не латиноамериканцами. Это определение сродни тому загадочному слову «rhumba», которым коренные жители США, а за ними и европейцы, стали называть все, что связано с латиноамериканской танцевально-музыкальной традицией.

Но, так или иначе, в обновленном составе, с многочисленными изменениями и дополнениями, чаранга жива и сегодня. И любой музыкант, в чьих венах пульсируют афро-латинские ритмы, на вопрос «где вы играете?», непременно ответит : «я играю — в чаранге».

(c) Мона
Эксклюзивно для Алексея Алексенцева
18.02.2005

Автор: Daria

Авторское право © 2024 Salsa Union - Сальса Юнион | Дизайн ThemesDNA.com
top Яндекс.Метрика