Издалека или по прилёте на танцевальный фестиваль, нам кажется, что на Кубе танцуют все. Но это не так, и местное телевидение тоже сталкивается с необходимостью популяризации танцев. Сегодня – о том, как это было в 1980-е.
С 1978 по 1982 год на кубинском телевидении выходила программа «Para bailar» — ежевоскресное сорокапятиминутное шоу, в котором молодёжь танцевала национальные танцы.
Одним из ведущих программы был известный в то время молодой комик Сальвадор Бланко. Он вспоминает:
«Однажды режиссер Эдуардо Мансо Касерс пришел и сказал мне, что он ищет ведущего для танцевальной программы. И мы начали работать вместе, наше сотрудничество началось в 1978 году и продолжалось четыре года, каждое воскресенье, пока я не был арестован».
(Арест Бланко — довольно мутная история, одно время популярный ведущий был вхож в окружение Алины Фернандес Ревуэльта, дочери Фиделя Кастро, оппозиционно настроенной к режиму отца. К тому же, молодой человек весьма активно пользовался своей популярностью , хлопоча за самых разных людей. Да и в служебные командировки за границу он выезжал не раз. В конце концов, кубинские власти обвинили Бланко в попытке бежать в Сальвадор. Он просидел три года в тюрьме, ныне живёт в США).
Помимо танцев, «Para Bailar» была по сути первым стенд-ап шоу на кубинском телевидении. И делала его очень молодая команда.
«Я был самым старшим из группы ведущих, мне было 25 лет, — вспоминал Бланко. -Мне очень нравилось то, что мы делали: в кадре было много импровизации, между нами царила здоровая конкуренция, но все участники передачи были талантливы – отличный шанс выделиться.
Мы отвоевали публику у американской музыки и вернули её к кубинской. Молодежь начала танцевать дансон, guaguancó, ча-ча-ча …»
От чего, собственно, пришлось отвоёвывать публику, можно убедиться и сегодня. Фрагмент программы 1980 года. Владеющие кубинским испанским могут насладиться темами тогдашнего конферанса. Остальные – свободно отмотать сразу на 3.30, чтобы оценить, что танцевала тогдашняя кубинская молодёжь.
Лично мне очень напоминает тогдашние советские попытки изобразить «музыкальную Америку».
А вам?
По воспоминаниям ещё одного ведущего, Арманда Леона Виера, «к концу 1982 на «Para Bailar» не было даже тени того, чем оно было в в начале». Из ведущих, которые были при основании проекта, к этому времени оставались только трое и ещё Карлос Отеро, который присоединился через год после начала. Многие сотрудники ушли из команды и, в конце концов, её покинул режиссёр Эдуардо Мансо Касерс.
Потом в авторской группе также появились новички, которые стали писать тексты, весьма далёкие от первоначального замысла программы. В конце концов, популярность программы упала, и в начале 1983 года она закрылась.
Ещё один фрагмент 1981 года, упоминавшийся недавно Виктором Радзюном . Руэда. Обратим внимание — танцуют профессионалы, артисты балета Кубинского ТВ.
В манере исполнения — всё то же влияние диско. И, кстати, в кадре – исключительно белые лица. Несколько темнокожих будет видно только среди конкурсантов, но чаще — в смешанных парах. Такова была эфирная политика кубинского ТВ 1980-х.
Сама по себе программа представляла бесконечную череду конкурсов — еженедельных, ежемесячных, квартальных, полугодовых соревнований и, в конце концов, большого ежегодного. Участвовали в них представители разных регионов, нередко — студенты и выпускники Escuela Nacional de Arte. А ещё в съёмках были задействованы группы, игравшие кубинскую музыку.
Шоу было настолько популярным, что имена ведущих танцоров помнят до сих пор, а бывших ведущих узнают на улицах, причём это касается даже Сальвадора Бланко, который много лет живёт в Майами.
И, наконец, одни из самых известных участников – Rebeca и Miguel Ángel.
Как видим, в манере танцевания — то же влияние диско и бальных танцев.
И всё же, в плане повышения у молодых кубинцев интереса к кубинской культуре у «Para Bailar» конкурентов не было. Немногие программы помнят даже сорок лет спустя.