Для этой записки впору было заводить рубрику «Их нравы». Интересно, грозит ли нам то, что описывает Стефани из Лондона?
Да, бачата остаётся моей любимой музыкой и моим любимым танцем (может быть, теперь на первое место выходит мамбо). Я люблю всё – от самой острой традисьональ до самого медленного романтического ремикса. Я люблю этот танец – романтический, игривый, расслабляющий, захватывающий и интимный одновременно.
К сожалению, в большинстве случаев бачата больше не для меня. Думаю, это связано с быстрым ростом её популярности и ещё с тем, как именно этот рост произошёл.
Этот рост прочно ассоциируется с несколькими вещами:
- ростом фестивалей и популярности фестивальной культуры,
- ростом популярности бачата-роликов на YouTube,
- акцентом на шоу,
- ростом популярности бачаты-сенсуаль.
Я не утверждаю, что вся вина лежит на преподавателях этого направления бачаты. Но здесь многое переплетено – например, рост бачата-фестивалей тесно связан с подъёмом этого нового направления.
Люди жалуются на засилье «чувственной бачаты», но я хотела бы уточнить: я не умаляю этот стиль сам по себе, мне нравятся его движения, по крайней мере, тогда, когда они станцованы красиво. Если вы включаете в свой танец множество стилей, движения сенсуаль могут быть отличным способом передать в танце музыку и разные эмоции.
Как уже говорилось, этот пост посвящён изменениям в культуре бачаты из-за которых я начинаю терять интерес к этому жанру. И вот что с ним происходит:
«Сексуализация»
Обычные танцевальные движения могут выглядеть очень сексуально. И замечу, я не против танцевальных па, которые смотрятся сексуально и очень близких танцев – в тех случаях, когда это приятно обоим партнёрам. Партнёры, с которыми я танцую, с радостью подтвердят вам это.
Но для того, чтобы быть сексуальным, есть время и место. Прекрасно помню, как звуки Perdoname Пабло Альборана (возможно, самой сладкой из романтических песен бачаты), партнёр однажды отправил меня в движение во время которого я сначала едва не села на пол, а потом вынуждена была подниматься, стоя задом к партнёру, который стоял позади. Ну, как вам это понравится?
Более того, популярные пары должны выглядеть особенно сексуально для того, чтобы оставаться популярными. Подумайте обо всех известных парах, которые вы знаете. Кто из них не сексуален и не вынужден делать свои танцы в роликах ещё более чувственными? (То же можно сказать о других жанрах – сальсе, зуке, кизомбе, пожалуй, обо всём, кроме свинга, — но бачата в последние годы в этом лидирует).
Не стоит винить чемпионов. Секс хорошо продаётся. К несчастью, это главный двигатель продаж в последние годы. Поэтому смотреть самые известные ролики бачаты для меня одновременно захватывающе и скучно. Да, я знаю, что здесь ты сделаешь волну, потом – один из этих драматических жестов руками, а потом посмотришь на партнёра таким взглядом, будто хочешь его съесть.
Овеществление
Поскольку мы говорим о сексе – а я буду говорить о нём на протяжении всего поста – давайте поговорим о том, как используется в танце женское тело. Подумайте о движении, которое я описала выше – когда я вынуждена была стоять задом к партнёру и он на это смотрел. Подумайте о движении, когда партнёр опускает партнёршу в дип и заглядывает ей в декольте, пока она не может видеть его взгляда. Возможно, вы поедете к Андреа и Сильвии на классы, где одна сексуальная шутка следует за другой.
Самовозвеличивание
Нынешняя культура бачаты сопряжена с самым наглым самовозвеличиванием из тех, что я когда-либо видела.
Конечно, инструктор или пара, которые хотят сделать карьеру на бачата-сцене, должны продвигаться. Я уважаю усилия достойных соискателей в этом направлении, правда.
Тем не менее, соревнования приносят в бачату очень токсичную атмосферу. На соревнованиях пара обязана задумываться сначала об имидже, и только потом – о качестве танца. Часто люди начинают тренироваться для соревнований, не будучи при этом хорошими социальными танцорами. Они отращивают непомерное эго, и ходят, как павлины, — гордятся своими перьями, но танцевать с ними при этом неудобно.
Впечатление становится важнее общения
Для многих людей бачата сенсуаль выглядит круто и привлекательно. Но когда танцоры ставят шоу-номер, впечатление, которое они производят, становится для них важнее ощущений от танца. Могу сказать: большинство топовых танцоров, с которыми я танцевала – ужасно грубые. Им важно только, насколько круто они выглядят.
Атмосфера на вечеринках
Не спорю, на большинстве бачата-конкурсов сегодня есть вечеринки. Но вряд ли их можно назвать главной частью танцевального мероприятия. Вероятно, причина этого – в росте сценической составляющей.
Бачата-тусовка очень помолодела, и её молодой энтузиазм всё больше напоминает мне секту. Да, у всех фестивалей есть пре- и афте-пати, но только в нынешней бачата-тусе могут устроить пре-пати за несколько месяцев до мероприятия. В итоге происходит нечто, не имеющее отношения к самому танцу – когда толпы людей каждые выходные катаются потусить в какой-то новый город, не потому, что им интересен танец, а просто потому, что там весело.
Неуправляемая толпа
Вчера я была на социальной вечеринке. Я стояла у стенки, смотрела и обнаружила, что всё больше и больше разочаровываюсь в происходящем. Локти летали, партнёры вели размашистыми движениями, не глядя по сторонам, кто-то тащил партнёршу через весь танцпол, нимало не заботясь о том, что толкает другие пары.
Конечно, подобное можно найти на любом танцполе и любом конгрессе мира. Но всё же танцоры со стажем более склонны быть внимательными. Появление сенсуаль просто привело к притоку в тусовку людей, которые не так давно танцуют, и поэтому не обращают внимание на такие «мелочи». К тому же, как мне кажется, люди, привлечённые в танец его «сексуальностью», меньше заботятся об этикете.
Партнёры-хамы
Полагаю, современный чувственный и сексапильный образ бачаты привлекает мужчин, которые заинтересованы в съёме больше, чем в танцах. Отдельные примеры такого отношения мы найдём везде. Однако, могу сказать: количество непристойных предложений (не прикрытых даже видимостью галантности или заботы о моём отношении), которые мне делали на бачата-вечеринках, не идёт ни в какое сравнение с сальсой или свингом.
Непонимание границ
Ощущение, что бачата сенсуаль – танец чувственный и интимный заставляет многих мужчин, полагать, что они могут вступить с партнёршей в более тесный контакт. Дескать, если она согласилась потанцевать с ними ЭТО, можно позволить себе и большие вольности.
Не помню, когда я в последний раз ездила на бачата-мероприятие, где бы ни один незнакомый партнёр не лез целовать меня в губы.
Меньшая активность и мастерство импровизации у партнёров
Люди, ориентированные в первую очередь на соревнования и шоу-номера менее свободны и гибки на обычном танцполе. Я не хочу как-то особенно унизить в этом отношении сенсуаль, но часто обычная бачата содержит большую степень игры между партнёром и партнёршей, в сенсуаль же такой парной импровизации нет.
Если мне нужно испытать взаимодействие партнёра и партнёрши в танце, честное слово, я предпочту нынешней бачате ламбаду, сальсу и west coast swing. В этих танцах происходит общение, от которого я расцветаю. Я нахожу его интеллектуально стимулирующим, эмоционально убедительным, забавным. Там я чувствую, что со мной можно не просто танцевать – меня в танце можно слушать и слышать. И тогда танец превращается в сотворчество.
Что всё это значит
Практически ничего. Я прекрасно понимаю, что говорю в пустоту, и бачата будет тем, чем она будет, независимо от моих протестов. Полагаю, что со временем некоторые из этих всплесков успокоятся, над другими придётся поработать, третьи останутся такими, как есть сейчас, на долгое время.
И всё же – это были причины, почему сейчас я не люблю бачату. И это – позор, потому что бачату как танец я очень люблю.