Обзор инструментов в сальсе заканчиваем знакомыми — бас-гитара или контрабас. Но немного экзотики — будет.
Самый незаметный инструмент
У баса в сальсе и соне есть одна особенность – непривычному уху его очень сложно услышать. Дело в том, что более низкие частоты имеют более длинные волны, поэтому с партией баса часто происходят чудеса: вблизи динамика, на фоне более высоких инструментов (особенно духовых) его не слышно, зато на расстоянии (если, например, выйти из зала дискотеки так, что звуки музыки начнут частично затихать, слышно может быть ТОЛЬКО бас.
Выход – либо тренируем уши, заранее изучив, в каком месте звукоряда искать. Либо бегаем из дверей дискотеки. Наиболее гуманный вариант — The salsa beat machine Вам в помощь.
На чём там могут играть
В современных группах партию баса играют на известных инструментах. В «олдовом», более джазовом звучании это, конечно, контрабас. В более «современном» — бас-гитара.
Но (вспоминаем, что сон возник тогда, когда бас-гитар в помине не было) есть суперэкзотический, ныне почти не используемый вариант – ботиха. Кувшин из под оливкового масла. Вот такой.
В него дуют через дырочку в боку, получают характерный низкий звук.
Что играть
Техническая задача у баса в соне и сальсе – связать воедино ритм клаве, ритм конги и монтуно, который играют на тресе или фоно. Получаем басовый тумбао (не путаем с ритмом конги, который тоже иногда называют тумбао и с фортепианным монтуно, который тоже иногда именуют тумбао – да, у них там хорошо с терминами) – «мясо» звукового ряда, самый незаметный ритм, который иногда становится заметен, именно когда пропадает.
Самый простой тумбао – это четыре ноты на 2и, 4, 6и, 8. При этом ноты на половинные доли (называемые «бомбо»), — полные, а на 4 и 8 положены звуки «понче», которые постепенно затухают.
Разумеется, на основе этой схемы возможны и более сложные вариации. Например, Арсенио Родригес традиционно использовал в своих композициях пятичастные тумбао.
В итоге фраза, которую нам надо услышать, будет примерно такова.