Новости партнеров

Андрей Андреевич Климов Основы русского народного танца. Краткое изложение с комментариями

Нас часто спрашивают: про светские балы мы более-менее знаем. А что было на Руси до них?

Екатерина Иващенко совершила небольшой подвиг, подготовив для наших читателей конспект учебника Андрея Андреевича Климова «Основы русского народного танца». К нему мы добавили немного картинок и видео.

Поскольку народные танцы большинству наших читателей преподавать не предстоит, мы выпустили из книги вторую, собственно, практическую часть. (Если она вам понадобится, полный текст учебника вы без труда найдёте в Сети). Отдельные моменты книжки, вышедшей в 1981 году, которые сейчас смотрятся забавно, посчитали нужным прокомментировать.

Предисловие (всё, как обычно в 1981 году: церковь угнетала, народ сопротивлялся, судя по отсутствию цитат, классики марксизма-ленинизма о танцах, видимо, не писали)

Уже на раннем этапе язычества, в период становления восточных славянских племен (IV—VII вв. н. э.), существуют народные игрища, или сходбища, где встречались племя, род или несколько племён или родов. VIII-IX танец у славян существует в виде обрядовых игрищ. Темами являются сельхоз работы, сбор урожая, добывание невест.

(Примечание редактора: это – особенность искусства многих первобытных племён. Копируя движения отдельных видов работ в танце, старшие члены племени передавали опыт младшим).

Славяне так неисто­во веселились и увлекались исполнением плясок, хороводов, игр, что иной раз подвергались в эти моменты внезапным нападени­ям врагов. О таком случае нападения греков на славян, относящемся к VI в., пишет крупнейший византийский историк VI в. Прокопий Кесарийский в книге «История войн».

Введение на Руси в конце X в. христианства повлекло за собой изменение в идеологической и культурной жизни государства, от­разилось на жизненном укладе русского человека. Христианство медленно распространялось по Руси, встречая большое сопротивление со стороны простого люда. Церковь вела борьбу с языческими обряда­ми и народными традициями, складывавшимися веками. Языче­ские праздники, игрища, обряды и сопровождавшие их песни, хороводы, пляски осуждались и преследовались церковью, они были объявлены «сатанинским прельщением». Но, понимая, на­сколько сильны традиции и привычки в жизни русского человека, церковь не только боролась, но и была вынуждена приспосабли­ваться. Она сближала христианские праздники с языческими, да­вала имена христианских святых языческим божествам. Так, Перун-громовержец превратился в Илью-пророка, божество Велес в святого Власия и т. д.

(Примечание редактора: Честно говоря, точнее было бы сказать, что Русь несколько веков прожила в состоянии «двоеверия». Христианство принесло сюда своё учение, книжную культуру, каменное строительство, мозаику и иконопись, но на культуру быта повлияло, по-видимому, довольно слабо. И сближало святого Власия с Велесом как раз народное сознание – надо же было понять, кому теперь молиться о сохранении скотины.

Отдельная сложность состоит в том, что целые области, не связанные с официальной историей, христианством и политикой, в книжной культуре не фиксировались вообще. Так что, за исключением, пожалуй, отдельных областей вроде Новгорода, культура которого хорошо известна по данным раскопок и берестяным грамотам, мы до сих пор иногда с трудом представляем, что знали, рассказывали, читали, пели и ели жители Древней Руси. Танцы, как понимаете, на видео тоже никто не снимал).

X—XI вв.— период яркого расцвета древнерусского феодально­го государства, его культуры, искусства. Наряду с Киевом подъем культуры характерен для многих древнерусских удельных горо­дов-княжеств: Новгорода, Владимира, Суздаля, Ростова Великого и многих других. Идет бурный рост городов, строятся белокамен­ные церкви, соборы, здания.

В XI веке в условиях феодального общества появляется скоморошество. Творчество скоморохов отражало настроение широких народных масс. По сути, скоморохи становятся первыми профессиональными исполнителями. Скоморохи не только поддерживали традиции в исполне­нии пляски, но и усложняли ее рисунок, лексику, совершенствова­ли технику исполнения, сочиняли новые отдельные движения, а иногда и целые пляски, вносили яркий игровой элемент в их испол­нение.

В XV веке происходит освобождение от татаро-монголов. Церковь, ослабившая в годы ига преследование скоморохов, вновь берется за искоренение жи­вущих в народе остатков язычества. Начинается новое гонение на скоморохов, которых ставят в один ряд с колдунами и га­далками. В 1551 церковный собор утверждает «Стоглав», запрещающий скоморохам появляться возле церквей и участвовать в свадьбах. Домострой же и вовсе ставит в один ряд блуд и плясание, срамословие и песни.

Самое жестокое гонение на бродячих скоморохов происходит при царе Алексее Михайловиче. В 1648 г. в изданной им грамоте запреща­лось «всякое мятежное бесовское действие, глумление и скоморо­шество со всякими бесовскими играми…». Но никакие царские указы и грамоты, запрещавшие искусство скоморохов и приказы­вавшие изгонять их и бить батогами, а инструменты их ломать и жечь, не смогли заставить скоморохов отказаться от своего ре­месла. Они уходили на Север и в глухие леса Брянщины, где и по сей день живы традиции старинного скоморошьего песенно- танцевалького и театрального творчества.

(Примечание редактора: Скоморохов действительно запрещали и «Стоглав», и грамота Алексея Михайловича. «Домострой» отзывался о них нелестно, а в «Чине свадебном» скоморох присутствует на свадьбе только в те моменты, когда нет священника. Честно говоря, надо бы ещё чин исповеди посмотреть – могли и там упомянуть. Но какая-то очень русская история получается: сто лет прошло – а цари всё о том же, и о том же. И при этом сам Иоанн Грозный иногда баловался выходками в скоморошьем духе, а Алексей Михайлович, второй раз женившись, вообще придворный театр у себя завёл).

С конца XVII в. Русское государство вступает в новый период своего развития. Эта эпоха связана с именем Петра I.  Петр укрепил государственную власть, подчинил церковь государству, открыл общедоступный публичный театр, учредил Академию наук. Искусство, в частности танец, приобретает светский характер. Вводятся ассамблеи, положившие начало публичным балам в России, а с ними новые европейские порядки и новые правила светского обхождения, которые регламентировались са­мим царем. В обязательную программу петровских ассамблей входили различные европейские танцы: менуэт — французский танец, польский — типа полонеза, английский — англез, сочинен­ный в Петровскую эпоху танец типа немецкого гросфатера и др. Все должны были знать новые танцы, их преподавали и в учебных заведениях и в частных школах. Распространению новых светских танцев также способствовали иностранные артисты, тор­говцы, военные и многочисленные заграничные мастера, жившие в России.

Преклонение перед западными порядками и обычаями, а порой и слепое подражание им становится основой политики правящего класса, оно еще более усиливается в XIX в. Придворная знать и зажиточные городские круги стыдятся рус­ской национальной пляски, считая ее «мужицкой», «деревенской», не заслуживающей внимания.

Высшее сословие вспоминало о русском народном танце лишь тогда, когда устраивали маскарады и праздники, однако русский танец на этих торжествах был вовсе не похож на те изумительные красочные пляски и хороводы, которые жили и развивались в на­роде, вызывая восхищение и радость каждого русского человека, любящего и уважающего свой народ, свое самобытное националь­ное искусство.

Климов выделяет два основных жанра русского танца: хоровод и пляску.

При этом хороводы делятся у него на орнаментальные и игровые.

Пляска тоже бывает разная – одиночная, парная, перепляс, массовый пляс, групповая пляска.

(Примечание редактора:

Несколько примеров. Это видео называется «пляской». Формально – она действительно одиночная. Но, если присмотреться, перед нами соревнование танцора и гармониста. Где-то мы это видели, правда?


А вот это – северный перепляс. Вызвал одного, вызвал другую – драматургия опять подозрительно знакомая).

Позднее появляются хореографические композиции, танцевальная сюита, хореографическая картина, вокально-хореографическая композиция.

Хоровод (а вот тут вы многого не знали)

Основное построение хоровода – круг, движение по ходу солнца — «посолонь» (Прим.ред.., то есть, «по часовой стрелке»). Хоровод вырастает из обрядов в честь бога солнца Ярилы. Основа хоровода – песня, исполняемая всеми участниками. Зарождение жанра происходит в период разложения родового строя.

Хоровод синкретический жанр: «Песня, игра и пляска в хороводе неразлучны как крылья у птицы».

В момент зарождения хоровод имел культово-обрядовое значение, затем  обрядовая тематика сменяется социальными, бытовыми и иными темами.

Интересно, что в разных областях хоровод имел свое название: карагод, курагод, караход, каравод, круги, танок, улица, городок, город. Свое название имеет и каждый рисунок хоровода: круг, воротца, восьмерка, колонна, корзиночка, карусель и т.д.omsk-obl-ulitka

Московская студия "Дербенёвка". Хоровод "круг в круге".
Московская студия «Дербенёвка». Хоровод «круг в круге».

Хороводы можно разделить на игровые и орнаментальные.

(Примечание редактора:  Орнаментальные — это те, которые выше. В игровых, дополнительно к самому движению, совершалось какое-то действие. Например, оказывается, детская забава «Бояре, а мы к вам пришли», которую ещё помнили в московских дворах в 1980-е, — это хоровод).

Организацией хоровода во время гуляний занимались заводила-хороводник или хороводница. Нередко это умение становилось своего рода профессией, передающейся по наследству. Как правило, ведет хоровод молодая женщина. Ведущего хоровода как только не именовали: завейник, запевала, заводила, вожак, закоперщик, коновод, коканщик, затейник, танководник.

По престольным праздникам хоровод мог насчитывать 200-300 человек (такой хоровод назывался большим), а гуляние длилось несколько дней. Сами хороводы различались по рисункам, темпам и тематике.

(Примечание редактора: Кто не в курсе, «престольный праздник» или «престол» — это день памяти христианского святого или иконы, в честь которой освящён местный храм. Кто-то там кого-то угнетал, говорят?)

Из орнаментального хоровода песня постепенно исчезает. Игровой хоровод, напротив, разыгрывает и иллюстрирует слова песен.

Фигуры хоровода

Климов описывает основные фигуры хоровода: круг, два круга, «круг в круге», корзиночка, восьмерка, улитка.

Игровой хоровод

Для игровых хороводов характерна пляска, игра на инструментах и ряжение. Важной частью игрового хоровода являются аксессуары: платок, плетка, лента, венок, палка, табуретка и прочие предметы быта.

Областные особенности исполнения хороводов

Север России.  Архангельск, Вологда, Кострома

Эти области отличает строгий патриархальный уклад. Ходить в хороводе для женщины принято «как стопочка», не прыгать, головой не вертеть, на мужчин смотреть в полглазка, и отвечать в полротка. Северные хороводы не переходят в пляску или перепляс и не соединяются с ними.  Северные ОРНАМЕНТАЛЬНЫЕ хороводы в  основном девичьи. Парни в хороводах не пели.

Для севера характерны линейные рисунки хороводов (здесь хороводы ходят и соответственно называют «ходецы», «ходечи»).

Для севера  характерны хороводы «петровщины»: фигуры застенок, столбы, круги

Песни, под которые ведут хороводы бывают «долгими» и «скорыми».

Климов приводит примеры скорых хороводов и фигуры: корзиночка, змейка.

ИГРОВЫЕ хороводы в отличие от орнаментальных – смешанные и в них принимают участие парни.

Пожилые люди в игровых хороводах не участвуют.  Более распространены не круговые хороводы («Обойду ли я кругом города»), а хоровод «стенка на стенку». «Негодяй», «Невзгодник».

Целоваться в северных хороводах не приято.

Средняя полоса. Центральная Россия 

(Московская, Владимирская, Рязанская, Калилинская, Ярославская, Ивановская, Тульская, и часть Орловской областей)

От линии севернее Оки, главной реки средней полосы России, песни, как говорят в народе, поют, а южнее – играют. Различается и народный костюм. Севернее женщины ходят в сарафанах, а южнее – в юбках поневах.  Отличается и манера повязывать платок «по-московски», с защипочкой. Ярославцев в народе называют песенниками, владимирцев – «гудошниками», суздальцев – «волынщиками».

Хоровод в средней полосе состоит из двух частей – медленной и быстрой. Женщины центральной полосы чувствуют себя более смело, равноправней с мужчинами. Возраст участников игровых хороводов не ограничен, как на севере.  И в любые хороводы принимают как женщин, так и мужчин, однако солистами чаще выбирают незамужних и неженатых.

Здесь в хороводах появляется припляс, переходящий в пляс.  В некоторых областях существуют специфические названия хороводов: «основа», «основка» — в Ивановской, «круги» в Ярославской, «топтач» — в Тульской. Во всех областях различаются и формы хороводов: кругом, улиткой-капусткой, змейкой-ужом, звездочкой, ручейком, а в Калининской области встречаются оригинальные квадратные и восьмиугольные хороводы.

Партнер в хороводе может повернуться к партнерше. Поворот корпуса во время ходьбы по кругу – плавный и не зависящий от движений основного хоровода.  Во время припляса руки танцующих поднимаются на уровень плеч. В игровых хороводах часто встречается поцелуй. Как правило целуются солисты согласно словам песни, но иногда – и все участники хоровода.

Платочек – часто и разнообразно используется в хороводе, заменяя разнообразные предметы.

В Московской и Владимирской областях встречаются хороводы с «рассуждениями». Так называются определенные в своей последовательности движения рук, с которыми обращаются друг к другу исполнители, вышедшие на середину круга.

Юго-Запад России. (Брянская, Калужская и часть Орловской области)

Эта область граничит с Украиной и Белоруссией.  Здесь характерны головные уборы, состоящие из кокошника, подзатыльника и повязальника.

Климов приводит примеры известных игровых («У Катюшеньки голова болит», «Как по травке по муравке») и орнаментальных («Лука, лука моя зеленая»,  «Як посею я ленку», «Плетень») хороводов.

Здесь распространены так называемые величания. В игровых хороводах величают жениха и невесту или молодых. Хороводные песни называют карагодными, а сам хоровод – «танок».

И игровые и орнаментальные хороводы как правило смешанные, в них принимают участие мужчины и женщины всех возрастов. Если парни и мужчины не принимали участия в игровом хороводе – мужские роли исполняли женщины, надевая соответствующую одежду.

На Брянщине чаще встречаются хороводы исполняемые в среднем и быстром темпах. Движения участников таких хороводов – орнаментальных и игровых – быстрые, резкие, руки подняты к плечам. Плечи и весь корпус очень подвижны, все это сочетается с поворотами корпуса.  В большинстве таких хороводов припляс и пляска становятся основным хореографическим действием.

Орнаментальные хороводы Брянской области отличаются разнообразием и в том числе формами, которые не встречались в других регионах. Например «столбы» или «частокол», исполняемые под песню «Около бережка похаживала». Три женщины встают вряд, а остальные обходят их змейкой, образуя потом круг неправильной формы. При этом женщины продолжают стоять в линию — одна в центре и две за кругом.

В другом районе ставят треугольником три табуретки, ни которые садятся подростки. Хоровод сопровождается песней «Лука моя зеленая». Расположение подростков напоминает излучину реки.

На Брянщине реже встречаются плавные орнаментальные хороводы.  В одном из таких хороводов встречается линейное построение, напоминающее стрелу, которое так и называется «стрела».

В районах, граничащих с Украиной существует своеобразная форма весеннего хоровода, когда девушки идут через весь поселок  ведя стрелу. В Стародубском районе встречаются медленные хороводы, построенные длинной колонной, от 3-х до 12-ти человек в ряду.

(Примечание редактора:  Вот тут подробно рассказано про «стрелу» в Белоруссии. Там хороводом дело не ограничивается. Обратите внимание: дело происходит на Троицу. Начали с крестного хода, закончили – ходом хороводным. Это и есть «двоеверие»).

Одним из самых известных на брянщине хороводов является «Заплетися, плетень». Наследницы «скоморошьих жонок»,  рассказывают что этот хоровод водили сами скоморохи, и что он изображал не только переплетения деревенского плетня, но и символизировал сложности и хитросплетения человеческих судеб и семейных отношений. Хоровод состоит из заплетения и расплетения плетня. На плетне же девушки и парни гадают на Новый год.

Бытуют различные по тематике игровые хороводы,  среди которых сохранилось много хороводов высмеивающих попов, дьяков и других служителей церкви. В них встречаются как линейные построения («Мы пашню пахали»), но чаще круговые («Верный наш колодец»).

Примером наследия скоморошеских традиций является хоровод про «Попа»,  где солистка играет и попа и попадью.

Кроме того в Брянской области популярно действо, объединяющее множество хороводов и игр – «Кострома», имеющее глубокие обрядовые корни. Кострома играется всегда на улице, в основе построения – хороводный круг около 100 человек.

(Примечание редактора: Кострома, она же Масленица – вообще очень популярный фольклорный персонаж. Фольклористы предполагают в нём древнеславянское божество зимы (в других вариантах – весны). Что уж только с Костромой в обрядах ни делают – и жгут, и хоронят, и разрывают. Интересно, что большинство обрядов с Костромой-Масленицей-Ярилой проводилось совершенно не на Масленицу, а на Семик, то есть, летом).

Юг России (Курская, Белгородская, Воронежская, часть Орловской и Липецкой областей)

На протяжении XVI-XVIII веков на этой территории сложилась своеобразная  песенная и танцевальная культура, основанная на традициях, принесенных в новые климатические условия мигрантами из различных областей России.

Относительно независимая от царских властей жизнь воинов-крестьян, в любой момент готовых встать на защиту своего дома и южных границ государства, жизнь, полная суровых опасностей, создала своеобразные условия крестьянского быта и ведения хозяйства. На формирование южного стиля оказала влияние и близость с малороссами, которое усилилось во второй половине XVII века, после объединения России с Украиной.

Куряне называют хоровод «танок», что на украинском означает не только название танца, но и место его исполнения.

В отличие от хороводов других областей, курские хороводы в основном орнаментальные, игровые хороводы здесь крайне редки.  Все танки куряне исполняют как медленно, так и в быстром темпах, но во всех присутствуют элементы пляса или припляса. Многие таночные песни имеют своеобразные припевы («Ой, лели-лели, айли лей, лели») за что получили название «алилешные». Танки у курян массовые, многолюдные,  в них принимают участие юноши, девушки, мужчины, женщины, старики и старухи.

Построение танков состоит из фигур, порой очень своеобразных, и присущих только хороводам Курской области. Курские танки представляют собой яркую картину не только по многолюдности, но и по замысловатому рисунку и темпераменту исполнения,  усиливают впечатление красочные костюмы.

Танки можно разделить на две категории: в одних фигуры выстраиваются и танцуются на месте,  в других, выстроив определенную фигуру, участники начинают движение этим построением вдоль села или улицы, а иногда и проходят из одной деревни в другую. Танки, исполняемые с продвижением называют ходовые или проходные. Танки, которые водят зигзагообразными линиями или «кривулями», называют кривыми.

Пляска

Пляска является основным жанром русского народно-сценического танца.

Это наиболее распространенный и любимый вид народного танца. Пляска не является застывшей формой, она открывает большой простор для индивидуального и массового танца.

Пляска состоит из отдельных движений — элементов, которые отличаются манерой исполнения, имеют русский колорит и отражают отдельные черты характера танцующего человека.

Каждое движение в пляске со смыслом, и с помощью движения исполнитель раскрывает содержание пляски, создает  художественный образ.

Характерные особенности русской пляски.

—   импровизация исполнителей в момент танца,

—   возможность   раскрыть   личные,   индивидуальные   черты   характера,   свою манеру исполнения («выходку»)

—  проявить в пляске свою изобретательность, мастерство, профессионализм, щегольнуть сложным виртуальным («коленом»). В народе говорилось: «Плясать смолоду учись, под старость не научишься»,   «Ноги гнилы так и пляски не милы», «Некогда плясать, когда гроб тесать».

Для мужской пляски характерны  размах, ловкость,  сила,  широта, удаль, виртуозность, юмор, внимание и уважение к партнерше.

Женскую пляске отличают —  величавость благородство и задушевность, однако часто женская пляска исполняется живо, с задором.

В различных областях России и мужская и женская пляска в зависимости от географического положения, климатических и жизненных условий, а также характера труда отличается по манере исполнения.

Северяне пляшут со свойственной им сдержанностью, а южане — с присущим им темпераментом и задором.

Одни пляски исполняются только в медленном темпе, другие – только в быстром.

Есть и такие, которые начинаются в медленном темпе, а заканчиваются, постепенно ускоряясь, в быстром темпе. В некоторых видах пляски плясок нередко отсутствует строго установленное хореографическое настроение.

Пляска родилась в хороводе и вышла из него разорвав хороводную цепь и предоставив большой простор фантазии и индивидуальному мастерству исполнителей, усложнив техническую основу, создав свои формы и рисунки, заменив хороводную песню плясовой и различным музыкальным сопровождением.

Сложные движения -колена- не самоцель, истинное их назначение — создать образ, выразить характер русского человека.

Пляска отличается от хоровода более богатой и более сложной лексикой танцевальных движений: технические дроби, «веревочки», «гармошка», присядки, хлопушки, придания, верчения и др.

Пляска одиночная

Исполнители не только сами получают огромное удовольствие от пляски, но и своей радостью и удалью вызывают восторг зрителей, заставляют окружающих переживать, веселится и подплясывать вместе с ними.

Одиночная пляска имеет свои устоявшиеся традиции исполнения, определенную форму настроения — начинается с движения по кругу — проходки — или с выхода в круг и исполнения какого-либо движения на месте — с выходки.

И тот и другой выход являются заявкой на пляску. Это начало пляски ее зачин.

Женская одиночная пляска.

Чаще всего женская пляска начинается с проходки по кругу.

Выход, или зачин («выступка»)- это всего лишь заявка на танец.

Эта часть пляски представляет собой различные сочетания стройных и красивых поз. Затем идет танцевальное и музыкальное развитие пляски, темп и сложность движений нарастают.

Затем следует средняя часть пляски, где движения усложняются и темп, как правило, убыстряется. Одна за другой следуют разнообразные дроби и другие движения.

Обычно к финалу исполнительница приберегает какое-нибудь наиболее эффективное движение, которое заканчивается внезапной остановкой, как бы ставящей последнюю хореографическую точку. Часто в финале девушки используют вращения или повороты, соединенные с какими-либо движениями.

Мужская одиночная пляска.

Увлечение в последнее время в профессиональных коллективах и в коллективах художественной самодеятельности масштабными постановками с большим количеством людей преградило путь на сцену одиночной сольной пляске. Она стала реже встречаться в репертуаре коллективов.

А ведь одиночная пляска — одна из интереснейших, раскрывающая красоту и богатство русского народного танца. (Трепак, Камаринская, Барыня).

Чаше всего она начинается с исполнения какого-то движения на месте. Парень выходит в круг. Исполнив заковыристое коленце, показав свою выходку, он встает, подбоченившись и тряхнув головой, говоря всем своим видом, вот, дескать, я каков, смотрите! Сделав паузу, чтобы окружающие могли оценить его выходку, его стиль и молодцеватость, он начинает проходку, чаще всего по кругу. Затем исполняется какое-либо движение и вновь проходка, затем снова движение и т.д.

В средней части, как правило, возрастает энергия исполнителя, которая вначале как бы сдерживается. Здесь и стремительность, и виртуозность пляски — хлопушки, дроби, присядки, разнообразные коленца как в калейдоскопе сменяют друг друга. Выделывая сложные и эмоциональные по своему накалу движения, исполнитель готовит себя к завершающей части пляски, к её финалу. В финальной части, очень небольшой по времени, плясун исполняет энергичное технически сложное колено (иногда два), которое резко, порой неожиданно заканчивает пляску. К финалу плясун обязательно приберегает очень выразительное, любимое и технически сложное движение. «Выдав» самое замысловатое коленце, парень неподвижно застывает в лихой и горделивой позе. Мы описали лирический, мягкий женский танец и удалой, виртуозный мужской. Это не значит, что настроение и характер сольной пляски обязательно должны быть именно такими. В одиночной пляске открывается большой простор для фантазии исполнителя, для выражения любого характера и настроения.

Парная пляска.

Парную пляску в основном исполняют парень и девушка, любящие или симпатизирующие друг другу люди. Содержание парной пляски — как бы сердечный разговор, диалог влюблённых. Парные пляски вышли и развились из очень древних свадебных обрядов, исполнялись молодыми на второй день свадьбы.

Иногда в парных плясках содержание и настроение бывают несколько иными: передаётся ревность или обида кого-либо из партнёров.

Здесь нет бурного нарастания и энергии исполнения, как в одиночной пляске, она более ровная по темпу, не столь острая по ритму и не насыщена виртуозными движениями.

Вариант парной пляски. Игра в «платочек». Исполняет, конечно, профессиональный ансамбль. Но где-то же они это видели.

 

Перепляс.

Перепляс — это соревнование в ловкости, изобретательности движений, это показ индивидуальности исполнителя, его характера, демонстрация виртуозности исполнения движений — колен. В переплясе нет строго установленной композиции.

В старинном традиционном переплясе участвовали 2 парня или же 2 молодых мужчины. Девушки участия не принимали.

С изменением бытового уклада и отношений между людьми изменился и состав перепляса. В нём стали принимать участие девушки и молодые женщины. Теперь перепляс могут исполнять мужчина и женщина, или 2 женщины, и в танец органично вошла частушка. В таком случае это соревнование не только в пляске, но и в остроумии и в поэтическом творчестве.

Перепляс в настоящее время является в народе одним из популярных видов русского народного танца.

Перепляс распространён по всей территории России. «Барыня», «Камаринская Полянка», «Мотанечки», «Рассыпухи», «Рязаночка», «Топотушка».

Вариант мужского перепляса. Ну, чем не «колумбия». А, если что, мы ещё частушками добавим.

А можно и «уточкой» пройтись.

Массовый пляс.

Массовый пляс — это древнейший вид русской пляски. Возникал на игрищах стихийно, непосредственно, в связи с различными событиями в жизни русского человека: встреча весны, свадьба, удачная охота и т.д.

Массовый пляс — непосредственное творчество человека, его полное самовыражение.

Исполняют чаще в парах — один против другого. Пляшут и по одному, и по трое, и по четверо. У каждого исполнителя есть своя задача — не только показать себя в пляске, но и сплясать лучше, чем стоящий рядом исполнитель.

Каждый исполнитель может войти и выйти из пляса, не дожидаясь его окончания, в любой момент. Может подкрикивать, подхлопывать, подсвистывать и петь частушку, когда ему захочется.

Групповая пляска.

Групповая пляска — имеет определённое количество участников, ей присуща большая организованность, нежели массовому плясу. Иногда групповые пляски называют групповыми танцами или традиционными плясками.

Групповая пляска вобрала в себя многие фигуры хороводов, в некоторые групповые пляски вошли одиночная или парная пляски, перепляс.

Несмотря на обязательное выполнение общего рисунка пляски, различных переходов, создание образа и т.д. групповые пляски дают возможность показать своё индивидуальное мастерство, сохраняется элемент импровизации.

Чаще всего групповые пляски исполняются по парам или по тройкам в различных сочетаниях. Одни парни; одни девушки.

На протяжении столетий народ сознательно старался не усложнять групповые пляски слишком виртуозными движениями, для доступности исполнения, и чтобы не утратить за этой виртуозностью главное — мысль, идею. В конечном результате всё это и дало групповым пляскам долгую жизнь.

«Медведь», «Гусачок», «Журавель» — подражательные пляски, навеяны наблюдениями за животными, птицами.

Другие связаны с трудовыми процессами — «Толкуша», «Веретено», «Косари».

Существуют пляски, в основе которых лежит построение или рисунок -«Звёздочка», «Воротики», «Цепочка» и т.д.

По количеству участников — «Пятера», «Семера», «Восьмера»; от движения -Дробушечка, Топотуха, Перехватка. Есть названия передающие характер исполнения — Метелица, Сновуха, Бешеная. От песни — «Сени», «Барыня», «Камаринская».

«Барыню», совсем не затёртую акробатикой сценических номеров, удалось найти только вот такую, из спектакля Малого театра.

Но вот она же, в хронике 1911 года. Правда, с жуткой переозвучкой.

Каждая местность имеет свои традиционные темы для плясок, формы построения, манеру и местный колорит. Все фигуры пляса круговые: исполняются против часовой стрелки.

Кадриль

По количеству исполнителей кадриль можно отнести к групповым пляскам, но ее более позднее возникновение и появление в быту русского человека, своеобразное построение, четкое деление на пары и фигуры и ряд других признаков отличают кадриль от традиционных плясок. Поэтому кадриль выделяется в самостоятельную форму. Кадриль ведет свое происхождение от салонного французского танца. Французская кадриль начала распространятся в русском народе в начале XIX столетия.

В народе кадриль десятилетиями  видоизменялась, совершенствовалась и  создавалась заново.  Она приобрела своеобразные движения, рисунки, манеру исполнения, взяв от салонного танца лишь некоторые особенности построений, да название. Русский народ сделал кадриль разнообразной по рисунку, введя в нее многие фигуры русских хороводов и плясок. Богаче стала и форма кадрили, она стала исполняться и линиями, и квадратом, и в круговом построении. В кадрили стали принимать участие различное количество пар: 2, 4, 6, 8 и больше, но обязательно четное. В некоторых местностях, где было мало мужчин, появляются кадрили, исполняемые одними девушками. Если французская кадриль состояла из 5 — 6 фигур, то в русской народной кадрили встречается, от 3 до 14 и даже более фигур. Названия фигур французской кадрили почти не имели отношения к существу танца. В русской же кадрили фигуры получили разнообразные названия исходя из местных особенностей, а самое главное — названия эти ярко характеризуют каждую фигуру с точки зрения хореографии или ее содержания. В некоторые фигуры кадрили вошли элементы таких видов русской пляски, как одиночная и перепляс. Каждая фигура кадрили исполняется от отдельную распространенную плясовую песню или мелодию. Каждая фигура отделяется от другой паузами — остановками как в музыке так и в пляске. Перед началом каждой фигуры ведущей, обычно юноша первой пары, объявляет название или порядковый номер фигуры. Каждая фигура почти всегда заканчивается кружением, которое чаще всего происходит по движению часовой стрелки.

Виды кадрили

  1. Квадратная

Она исполняется четырьмя парами, стоящими друг напротив друга  по углам квадрата. Движение и переходы пар происходят по диагонали или  крест — накрест. Квадратные кадрили  пляшут по всей России.

  1. Линейная

Может участвовать от 2 до 16 пар. Пары располагаются в таком  порядке: слева от зрителя первая пара, в другой линии, напротив нее, вторая пара и т.д. Каждая пара пляшет почти всегда только с противостоящей парой.

  1. Круговая

Участвует четное количество пар, чаще всего 4 или 6, реже 8 пар. Но иногда в круговых кадрилях может плясать  нечетное количество пар, но не менее 4 пар. Пары располагаются по кругу, их отсчет ведется по движению часовой стрелки. Первая пара находится слева от зрителя. В круговых кадрилях движения пар и одиночные переходы происходят по кругу, против часовой стрелки, а так же к центру круга и обратно.

Существует также ряд  других переходов. Круговая кадриль  исполняется простым, шаркающим и переменным шагом.

(Примечание редактора: Вообще считается, что российская кадриль – это очередной вариант французского контрданса. Соответственно, в крестьянские круги она стала проникать не раньше, чем контрданс распространился в дворянской среде).


Вот смотрите, начали со смешанного хоровода, а потом начался обмен парами, чем-то похожий на американский сквэр. Это она – кадриль.

Она же – в необычном бальном варианте в исполнении клуба исторического танца.

Лансье

Лансье является разновидностью кадрили,  танец ведет свое происхождение из группы английских контрадансов. Лансье появился через 50-60 лет после кадрили и так же прошёл путь развития от салонного танца до народной пляски. Лансье может исполнять определенное четное количество пляшущих пар, по не менее четырех, построенных чаще всего квадратом, реже — двумя линиями. Пары переходят по диагонали. В танце — несколько фигур, чаще всего пять, но бывает четыре и шесть. Каждая фигура сопровождается своей мелодией. Обязательной фигурой лансье является «шен». Лансье исполняется степеннее, чем русская кадриль.

А вот «лансье» YouTube  считает уже однозначно не народным, а историческим танцем. Соответственно, записи и выдаёт.

Автор: Daria

Авторское право © 2024 Salsa Union - Сальса Юнион | Дизайн ThemesDNA.com
top Яндекс.Метрика