Новости партнеров

Откуда берутся «дикие» цены на билеты

Про то, как работает клубно-концертная индустрия условно «независимой» музыки (до 1000 чел.) в Москве по состоянию на начало 2016 года. С конкретными цифрами, изложенное максимально доступным языком. Полезное чтиво для ВСЕХ, кто ходит на концерты.

===

Всё нижесказанное не очень относится к коммерческим концертам на 1000+ человек, так как там несколько другая история взаимоотношений. Кроме концертов отечественных артистов «за 100 рублей» в больших клубах, о них — отдельной строкой ниже.
===

Есть клуб/бар/кабак. Он зарабатывает на выручке с продажи еды и напитков внутри, иногда — на аренде. В редких случаях — на дельте между продажей билетов и гонораром артиста.

Есть артист. Он зарабатывает на продаже билетов (иногда за вычетом аренды) и мерча (фирменной продукции — диски, футболки, браслеты, плакаты etc.). В редких случаях — получает фиксированный гонорар или гонорар, привязанный к выручке клуба/бара/кабака (второе чаще при бесплатных концертах).

Есть промоутер — в клубе обычно эта должность называется арт-директор. Реже — у клуба есть целая промо-группа, в состав которой входит и пиарщик, и smm-щик, и арт-директор и ещё кто-нибудь (такую роскошь может позволить себе большой клуб типа «16 тонн» или «Yotaspace»).

Задача промоутера (или промо-группы) от клуба — найти артиста, на которого ходит «пьющая» публика (первая и главная задача арт-директора) и уведомить максимально возможное (в рамках ограниченного бюджета — как правило, бюджета нет совсем) людей о концерте (вторая и второстепенная задача арт-директора, первая и главная задача пиарщиков).

Нюанс — «не пьющая» публика клубам не нужна, именно поэтому в этих самых клубах чаще играют ska-punk и старпёры, чем замысловатые идейные штуки. Даже если речь идёт о каких-то арендных отношениях.

У артиста (иногда) тоже есть промоутер — обычно речь идёт о директоре группы. Это рубаха-парень (или бой-баба), который занимается всеми организационными моментами — иногда, начиная от репетиций и, зачастую, заканчивая всеми выступлениями группы. Как правило, его интерес — шиш без масла, либо (в лучшем случае) совместные пьянки за счёт артистов.

В случае, если на артиста ходит достаточно много пьющей публики, директор может жить достойно — получая 10-30% с гонораров (или сборов) группы и 5-10% с выручки клубов. Но почти на всех артистах, которых нужно слушать, пьют мало. Поэтому задача промоутера от такой группы (в плане концертов) найти и заинтересовать площадку, которая готова на каких-то компромиссных условиях отдать, может быть, не лучшую (или горящую) дату с надеждой на то, что они смогут заработать хоть сколько-нибудь денег с бара и что-нибудь получить с билетов (обычно клубы забирают от 10 до 30% с продаж). Либо брать помещение в аренду, что для групп, которые собирают до 500 человек, либо бессмысленно, либо не подъёмно (по крайней мере, в Москве).

Оговорка: все «аренды» клубов за 5, 10, 20 тысяч рублей, по сути, — видоизмененные условия процентной схемы сотрудничества для гарантированного покрытия расходов клуба на персонал. Для понимания: примерные расходы небольшого клуба в Москве на персонал за время концерта в январе 2016 года — около 10000 рублей + свет + аренда. Соответственно, если на артиста приходит около 100 человек по 300 рублей, а условия работы 80/20%, то клубу не выгодно проводить такой концерт изначально. Конечно, если публика «не пьющая».

Ах да, есть ещё билетные кассы, налоги и прочая херня, свойственная «алкогольному» бизнесу в России… Ну, вы поняли.Na sredy1

То есть, у нас выстраивается следующая система взаимоотношений (упрощённо):

1)Зритель платит за билет.

2) Деньги за билет идут:

— агрегатору — всякие kassir, ponominalu и т.п. (3-10%),

— площадке (20-30% от остатка) минус налоги,

—промоутеру (10-30% от остатка) минус налоги,

— артисту (то, что остаётся) минус налоги.

3) Зритель приходит на концерт, что-то пьёт и кушает.

4) Деньги идут:

— на закупку этих самых еды и напитков,

— на то, чтобы отбить «входные» затраты (на столы, стулья, стойку, стаканы и т.д.),

—на аренду самого помещения клуба,

— на оплату персонала, в том числе административного (да, у клуба есть бухгалтер!),

— на налоги,

— на лицензии, амортизацию оборудования, закупку нового и прочую «жизнь» клуба;

— на всякие непредвиденные расходы, что в России — норма,

— промоутеру/группе, если что-то остаётся и это можно вменяемо поделить.

Зачем я всё это написал?

Зритель и слушатель, тебе должно быть понятно: вся концертная и клубная индустрия более-менее андеграундных концертов держится на тебе лично.

В 2016 году на такие концерты стало ходить в среднем в два раза меньше людей, чем в 2014 и где-то в пять раз меньше, чем в 2007. Это нормально, учитывая в какой заднице мы сейчас находимся, но тенденция пугает.

Концерты «за 100 рублей», «за 300 рублей» и прочие йотаспейсы — не более, чем намеренное убийство коммерческого потенциала твоего любимого артиста (а заодно всех, кто «ниже рангом»). На эти деньги невозможно выжить.

Нормальная (средневзвешенная) цена на начинающего артиста сейчас 300-500 рублей, средне-популярного российского 600-900, популярного российского 1000-1500, западного — от 2000 и до бесконечности (ну, почти).

Увы, 500 рублей за группу, на которую ещё вчера ты ходил бесплатно — объективная реальность, необходимая для выживания группы. Примерно с 1000 рублей, начинается реальное развитие (можно позволить себе выбрать инструмент по душе, записать альбом хорошо, съездить в тур и тому подобное).Na sredy2

Тем не менее, если ты решил поддержать артиста и прийти на концерт, то поддержи его «по-чесноку», а именно:

— купи билет на концерт (это поддержит или артиста, или клуб, или жанр артиста в выбранном клубе);

— купи любой мерч, который предлагает артист (это 100% вложение в жизнь артиста);

— выпей в баре любой коктейль или какую-то колу. Пусть даже это стоит 300 или 400 рублей. Это наценка за удовольствие наблюдать именно этот концерт хоть где-нибудь! (Да, даже в этой «обрыгаловке», которую по недоразумению называют клубом). А если ты выпьешь два коктейля, то артист станет важным и ему в следующий раз выставят оборудование по райдеру, а звук и шоу будут лучше.

Без этого порядка вся индустрия мелких (и специфических) концертов накроется медным тазом. А без мелких не будет и крупных… Не будет новых крутых музыкантов в России. И так-то очень мало их. Птиц и животных вот в красную книгу заносят, а крутых отечественных музыкантов — нет. А пора бы уже…

Почему мы не бросим этим заниматься?

Потому что нам нравится этим заниматься. И мы искренне верим, что это кому-то нужно. И хоть Шнур и написал, что если твоё творчество никому не нужно, то это говно, это ни хрена не правда. Есть огромное количество талантливых музыкантов и вокалистов (часть из них я старательно толкаю в массы), в которых обязательно когда-нибудь должны умереть менеджеры. Помочь им с этим можешь только ты и тех, кого ты «подсадишь» на творчество…

P.S.

— Что делать, если я живу в такой дыре, что сюда никто не приезжает? А мне очень хочется…

— Если посетитель рублём выберет музыку, а не дискач, то с вероятностью 99% бизнес будет подстраиваться под потребности. Поэтому вариант только один — пропаганда адекватной музыки среди знакомых, самоорганизация нормальных концертов в местных сёлах… ну а дальше — по схеме, которая изложена выше.

Как только клуб поймёт, что средний концерт им приносит раза в полтора-два больше денег, чем средний дискач, они будут делать концерты.

Хотя музыка вместо дискача равносильна Хаксли вместо Донцовой, Discovery вместо «Первого», спорту вместо наркотиков… Но всё может быть. Нужно в это верить 🙂

Источник

 

Автор: Daria

Авторское право © 2024 Salsa Union - Сальса Юнион | Дизайн ThemesDNA.com
top Яндекс.Метрика