- Salsa Union - http://salsa-union.ru -

Танцоры летом

Летом жизнь жителя города резко меняется. Кто-то едет на дачу, кто-то – в отпуск в дальние края, на улице тоже можно бывать чаще. В любом случае из привычного ритма «дом-лифт-офис-лифт-тренировка» люди выпадают. О том, какие опасности и возможности связаны с летом для танцоров, мы говорим с руководителем проекта «Своя школа» [1] Алексеем Алексенцевым [2].

 — Наступило лето. Какие основные опасности грозят танцору летом в связи со сменой режима?

— Ожирение. (Смеётся). Шашлыки загар, ожоги… То есть, танцору летом никаких опасностей, помимо общечеловеческих, не грозит.

Ученику – да. Возможно, снижение интенсивности занятий как-то замедлит его прогресс. Однако в каждом деле есть момент «плато» — когда интенсивность не приносит такого удовольствия, прогресс меньше. Но стоит отдохнуть неделю-две-три – и всё становится на места, иногда даже лучше.

То есть, грамотные инструктора, когда видят этот момент «плато» у ученика, даже рекомендуют оставить занятия на какое-то время. Люди по-разному это воспринимают, но в большинстве случаев эффект очень положительный. И если ваше “плато”пришло  на  лето —  вам  повезло,  если нет — отдохнете заранее.

Tolyatti2012 [3]

— Сколько это «плато» в целом может длиться?

— У всех  разная  продолжительность, но лучше  просто  отдохнуть  чем ставить  эксперименты  по  протяженности. А если еще присовокупить инертность и лень,  то  плато  может быть бесконечным. (Смеётся).

Определить,  что  наступило  плато можно по тому, что  вас  не радуют тренировки,  вам непостижимо  лень  что-то  делать,  у вас  нет  прогресса. Значит, время  что -то  поменять.

Чтобы плато не наступало  вообще, система  тренировок должна быть очень  пластична:  меняется  интенсивность, тактические группы упражнений  и сами упражнения. Да и в танцах  такое возможно.

А после отдыха (даже если он  был  активный)  постепенность   при входе  в тренировочный процесс не повредит.

Пластика. Комплекс

-Что делать, если по каким-то причинам – отпуск, семейные обстоятельства — человек выпал из графика тренировок надолго – полтора месяца и больше?

— Сальса настолько распространена, что, куда бы человек ни поехал, везде есть такая музыка и идут занятия. И очень положительно для роста – попробовать других преподавателей в другом месте, возможно даже на другом языке, с другим подходом. Кто ищет, тот найдёт.

Если вдруг заперли на даче, а ключи выбросили в озеро, то музыка-то с собой. Слушать как можно больше музыки в любое свободное время – в машине и так далее.

Танцы – от музыки, соответственно, слушая музыку, ты растёшь в танце.

— Но, если не ходить на занятия, у человека пропадает тренер, который его правит и, соответственно пропадает пример перед глазами…

— Ну, если уж совсем нет YouTub’а и у тебя не накачаны любимые твои танцоры, то можешь двигаться сам для себя.

То, что тренер тебя всегда правит… Это совсем новичку – у которого опыт три-четыре недели занятий — не рекомендуется заниматься дома. А когда ты уже держишь шаг и держишь поворот, то можно тренироваться, исходя из внутреннего ощущения правильности.

Даже если нет партнёра – привязал шарфик к дереву – и вперёд!

Грузия 2014. Шарфиков нету - это цигун [4]
Грузия 2014. Цигун

— На что при этом обращать внимание?

— На правильность ритма, на сложность координационных упражнений. Самый простой вариант, который ещё и детей занимает, — выкидывание кубиков с числами, которыми обозначен тот или иной шаг.

Например: «шаг вперёд левой ногой» — 1, «шаг назад правой ногой» — 2, «шаг в сторону левой ногой» — 3. И так далее. Ребёнок выкидывает тебе цифры, а ты последовательно делаешь шаги. Получаются довольно сложные движения.

То есть, это не бейсик, просто бейсик без тренера делать скучно.

— Что ещё, кроме эксплуатации детей, можно подключить к тренировкам?

— У многих проблемы с ритмикой. Картошку можно собирать, выдерживая паузы: раз-два-три – наклон; пять-шесть-семь – встал.

Вообще практику можно  сделать практически из любого  действия. Как  сказал  мастер  в фильме “Ип Ман”: “Всё  что  я делаю — это Вин Чун” (Смеётся).

Можно  делать работу по  дому или саду  с соблюдением  ритмики  и пауз. Морковку  дергать с  киком. Можно базовые шаги и повороты  делать очень  медленно, находясь  в  устойчивом, осознанном положении каждое мгновение —  это практика  помощней  некоторого  цигуна.

Но самое реальное в условии отдыха – можно готовить тело к последующим свершениям. Растяжка, упражнения на координацию – и огромное количество, и найти и несложно.

Проработка абдоминальных мышц. Комплекс.

Летом приводить тело в порядок, делая те же упражнения на пресс с туеском малины под боком, гораздо интереснее, чем в душном зале зимой. Хорошо питаться, получать витамины, делать всяческие массажики…

Если есть возможность – поехать в какой-нибудь из лагерей. Самое лучшее, на мой взгляд, — не в стопроцентно танцевальный. То есть, я – фанат «Пермского периода», поэтому не смогу про него не сказать. Там можно заняться, чем угодно, — и танцев выше головы, и лес, и река, и лодки. Что угодно.

И таки лагерей – не один. Я на  Байкал  также люблю  ездить.

Байкал 2014 [5]
Байкал 2014

— То есть, мы вынимаем танцора из танца, и чем сильнее он сменит деятельность, тем лучше?

— Я не вижу в этом никакой сложности: даже пойдя в горы и на природе при грамотных инструкторах занимаясь скалолазанием, человек разовьёт координационные и скоростные качества, необходимые для хорошего танцора.

Научившись грести на шлюпке без всплесков  — например, в парке развлекая девушку, молодой человек качнёт себя грудные мышцы так, что потом будет носить её по танцполу, не замечая веса партнёрши.

— А если мы имеем физические нагрузки, но в дурном варианте – копание огорода или картошки до победного или месячный поход на байдарках. В общем, тогда, когда речь идёт о травме или перекачке определённых мышц?

— Ну, травмы – это плохо, ко всему надо относиться с головой.

А что до длительного похода на байдарках – всем надо отдыхать. Научите друзей танцевать ту же сальсу. В моей практике самый высокогорный урок по сальсе мой личный был на высоте 5000 метров. Один из моих учеников дошёл то ли до 5700, то ли до 6000.

Архыз 2015 [6]
Архыз 2015

То есть, везде можно плясать-то. Ну, а научить друзей, пускай в некоторых случаях корявенько – но это ж в радость.

— И всё-таки – когда идут перегрузки, что делать?

— Растяжка и расслабление.

Даже если у вас перетружена спина, если Вы во время отдыха подложите под неё валик, восстановление пойдёт гораздо быстрее.

Обычные формы массажа – даже просто в округлой позиции поваляться по твёрдым подушкам, мячикам и прочее – даст положительный эффект. А уж если добрые руки вас просто погладят по уставшим местам, восторг организма и восстановление психики Вам обеспечены.

И надо следить за уровнем нагрузки, выбирать себе по силам и рюкзак, и место в лодке)

— А в том случае, если танцевать всё-таки получается, но не так, как хотелось бы? Я имею в виду оупены и плохо танцующих партнёров.

— Это прекрасное обучение. Чем больше мы знаем ошибок, тем лучше мы их нивелируем и исправляем. Надо просто быть аккуратным.

Пермский период 2014 [7]
Пермский период 2014

Если человек с головой, то плохо он танцует недолго. Соответственно, утверждать, что на оупенах все корявые я бы не стал.

Эффект больших чисел – собирается большое количество народа, начинашки – всегда самые активные. Из-за этого кажется, что попадаются только неопытные партнёры.

Но, во-первых, неопытные они какое-то время – раз они танцуют. Через какое-то время они вырастут и станут хорошими партнёрами. Имеет смысл приложить к этому часть себя. То же касается и партнёрш.

Просто нужна активная позиция. При активной позиции ты сама или сам можешь выбирать себе партнёров, предварительно посмотрев их на танцполе. Это нормально, это даже хорошо.

— А что делать с защитными рефлексами, которые формируются при танцевании с плохо танцующими? Заблокированные плечи, чтобы руки не рвали и прочее?

— Это – вопрос физической подготовки. То есть, при правильно сформированной мышце вырвать руку не так просто, а выглядит она хорошо.

Во время танцевания, особенно если из-за неопытнысти и неудобства партнёра вы не можете полностью отдаться ощущениям, я бы посоветовал немножечко переложить программу и стараться наблюдать за собой со стороны.

Да, он корявенький, но истинная леди может выглядеть леди в любой ситуации. Ты просто смотришь на себя со стороны и держишь спину, держишь поворот, держишь руку, не позволяя сложной ситуации продиктовать тебе неправильную форму  и нанести увечья.

— Руэда на оупенах. Там-то движение могут очень жёстко продиктовать, поскольку все двигаются синхронно. Что делать?

— Просто не лезть в руэды, которые тебе кажутся подозрительными, где ты не доверяешь партнёрам. Всегда же можно отказаться.  Всё-таки и руэда должна приносить удовольствие, а не тяжёлую физическую и психическую нагрузку, танцы – это удовольствие. И из  этого надо исходить.

— Страшно ли, если летом человек не танцует вообще?

— Ну, у нас не такая сложная форма, чтобы её надо было постоянно поддерживать. В акробатике – да, у нас – нет. Музыку же ты слышать не перестал. Так что, думаю, эта задача немного надумана и утрирована.

Суставная пластика, работа с деревьями. Комплекс.

Так что думаю. Как основную мысль надо подчеркнуть другое: люди могут тренироваться самостоятельно и могут ходить по разным местам – это не зазорно, а интересно.

То есть, нужно искать места, где танцуют. Даже если что-то – например, стеснение – останавливает, интересно сходить и посмотреть, как это происходит, например, не в твоём городе.

Хотя я не вижу причин стесняться. Потому что всё зависит от состояния, музыки, партнёра. Потому что может быть хороший партнёр, но неинтересная, неприятная музыка — и ты будешь танцевать кое-как.

А можно и при средних и даже начальных навыках выглядеть звездой – я видел такое неоднократно. Например, когда начинающая девочка попадает в руки к хорошему мальчику, — и все начинают спрашивать, как давно она танцует. Выясняется, две недели.
Прекрасная  пара,  тонкое, четкое , сдержанное, очень “”салонное” танцевание, заставившее  повернуть  головы  в свою  сторону  всех танцоров — на выходе выясняется  —  пратнёр  знает  только основные шаги, но  доверяет  партнёрше)

Чем хорошо лето – возможностью путешествовать и посетить разные места. И если там нет сальсы и бачаты, можно пойти в какие-то параллельные направления – в то же самое танго. Бывают летние курсы – это прекрасно. Это очень подтолкнёт человека в его основном занятии.

— Есть жанры, в которые не стоит ходить?

— Нет.

— Хастл?

— Как показывает практика, дело не в жанре, а в мастерстве исполнителя. Будучи в Таганроге мы с Сергеем Кочаряном видели хастл, который нравится.

Нету плохих танцев, которые пережили какое-то количество лет. Есть танцы не вовремя – как тверк на кладбище. Но в другом антураже – это интересно. Я считаю, что имеет смысл попробовать всё.